Когда речь идет об эффективности корпоративного обучения, чаще всего в расчет берут результаты сотрудников, прошедших процедуру повышения квалификации.
Однако сейчас о корпоративном обучении все чаще говорят как о систематическом и хорошо планируемом процессе. В большинстве компаний понимают: обучение не заканчивается вручением сертификатов участникам.
Какие же факторы необходимо учитывать тренеру и компании для достижения максимальной эффективности на подготовительном этапе?
Его наиболее существенные вопросы - как, где, когда и в каком составе будет проходить обучение. При этом нужно понимать, что данный этап нужно провести при максимальной степени сотрудничества между руководством и коллективом с той целью, чтобы правильно определить приоритеты и выбрать форму занятий.
Открытые семинары и тренинги хороши для обучения отдельных сотрудников в качестве дополнительного поощрения. Их преимуществом является возможность выбора конкретного уровня обучения и интересующей тематики. На таких программах появляется возможность обрести новые деловые связи, обсудить различные аспекты деятельности с коллегами из аналогичной или иных сфер бизнеса.
Достоинством сугубо корпоративной программы является максимально возможная приближенность к специфике деятельности участников, возможность увидеть профессионализм коллег, обсудить возникающие в работе проблемные ситуации и обменяться опытом с коллегами.
Что касается вопроса `где?`, то если есть свой оборудованный класс - это эффективно. Однако сразу следует организовать учебный процесс так, чтобы не отвлекали работа. За пределами компании проводить занятия лучше потому, что есть возможность сменить обстановку и заурядный семинар приобретает яркую окраску корпоративного мероприятия. Еще один вариант - выездные семинары.
Когда есть возможность собрать всех участников без серьезного ущерба для рабочего процесса? В выходные дни. Плюс: рабочий процесс не страдает и не мешает участникам полностью погрузиться в учебный процесс. Основные минусы - сотрудники могут выйти на работу неотдохнувшими, а нередко и недовольными. Случается это из-за семьи, невозможности оставить с кем-то детей и т. д. Многое может зависеть от самого семинара-тренинга и способности тренера организовать процесс на достаточно увлекательном уровне не в ущерб результативности. Играет роль и своевременное оповещение участников о подобном мероприятии.
Если же у компании есть возможность уделить обучению сотрудников полный будний день, то это самый хороший вариант. Единственный серьезный минус: могут возникнуть проблемы в организации рабочего процесса.
Что касается состава участников, то чаще всего возникает вопрос об эффективности обучения сотрудников разного уровня. Лучше один. Однако и в обучении смешанных групп при грамотном подходе могут быть свои преимущества. Могут ли совместно заниматься сотрудники с отличными задачами? Да, но лишь там, где происходит обучение универсальным приемам, не привязанным к конкретной специфике. Эффективно ли обучение специалистов разного должностного уровня? Это (особенно на семинарах с весомой тренинговой частью) нежелательно.
Каково оптимальное количество обучающихся? Оно зависит от конкретной программы и способностей тренера. Однако идеальная группа для тренинга - восемь человек. В любом случае упражнения и деловые игры должны задействовать всю группу, независимо от ее размера.