В Вологде 53 дома из 2445, находящихся в оперативном управлении городской мэрии, определились со способом управления своим жильем. Между тем до
1 апреля 2008-го в соответствии с Жилищным кодексом выбор предстоит сделать всем. Времени мало, а реформа в городе, похоже, начинает буксовать уже на первой стадии. Почему?
Во-первых, жители Вологды с традиционной недоверчивостью относятся ко всему, что имеет отношение к коммунальному хозяйству. Несколько лет назад они дружно, почти на 100%, провалили заключение договоров, которые им пытался навязать комитет ЖКХ, усмотрев в проекте соглашения дискриминацию своих прав.
А теперь `Вологодская коммунальная газета`, выражающая официальную позицию чиновников, говорит им, что наступает эпоха рынка коммунальных услуг и что грядущая реформа упразднит комитет ЖКХ вместе с участками и передаст управление домами из государственных рук в частные. При этом собственники жилья должны выбрать компанию на своем общем собрании.То есть вологжанам, десятилетия страдавшим от монополии комитета, вдруг говорят, что его упразднят, а дело в свои руки возьмет частник.Но люди, далекие от рыночных тонкостей, не очень спешат вставать `под знамена` фирм. Это - во-вторых.
Наконец, в-третьих. Некоторое время назад мэр Череповца Олег Кувшинников призвал чиновников, в том числе и коммунальных, идти в народ. Тем более что в области есть очень интересный опыт управления жильем. Он накоплен в Кадуе, в поселке Энергетиков (инфраструктура Череповецкой ГРЭС), где четырьмя домами управляли товарищества собственников жилья, которые сами выбирали подрядчиков и заключали с ними договоры на оказание услуг. Они выступали, по существу, конкурентами местного ЖКХ, причем весьма успешно.
В отличие от Череповца, в Вологде кадуйский опыт не переняли, хотя писали о нем в свое время очень много. Главная причина этого, на мой взгляд, состояла в том, что коммунальные чиновники всячески противились любой децентрализации, поскольку не желали терять контроль над деньгами, поступающими городу в качестве квартплаты.
Между тем тот факт, что вологжане до сих пор рассчитываются за воду, тепло, вывоз мусора и другие услуги с комитетом ЖКХ, вызывает серьезные возражения у некоторых юристов, усматривающих в этом нарушение статьи 7 Закона о конкуренции, не разрешающей органам власти заниматься хозяйственной деятельностью.
Коммунальные чиновники Вологды совету Олега Кувшинникова не последовали и в народ не пошли. Вполне можно предположить, что они пойдут совсем другим путем: из упраздненных реформой структур ринутся в управляющие компании. Собственно, это уже произошло. Ряд муниципальных коммунальных предприятий Вологды успел создать свои компании.
Если этот процесс будет крепнуть, то за реформу боязно, поскольку большинство вологодских коммунальных чиновников в условиях рынка работать как профессионалы не готовы. Они формировались совсем в других условиях.
А потому складывается впечатление, что к выбору управляющих компаний сегодня в Вологде психологически не готовы не только сами жильцы, но и комитет ЖКХ города, управленцы, а может, и даже сами компании, которым придется сражаться все с тем же `железобетонным` менталитетом чиновника. Тем более что в городе их пока около десяти и почти все они молоды.
Среди вологодских специалистов нет единого подхода к решению проблемы. Одни задаются вопросом: может, не стоит `гнать лошадей` и дать регионам возможность самостоятельно установить предельный срок выбора и способа управления домом и управляющих компаний? Форсирование дела может даже навредить.
Но есть и другая позиция. Коммунальное хозяйство города находится в плачевном состоянии. Многие проблемы, например водоснабжения, не решаются десятилетиями. На сколько лет еще можно заморозить нынешнее качество? Cколько можно бесконтрольно распределять чужие платежи? Люди, оплачивая 100% от стоимости услуг, не знают, за что конкретно отдают деньги. Ведь цены устанавливают муниципалитеты практически всегда как `средние` в отрыве от реально необходимых и выполненных работ в отдельно взятом доме.
А истина? Истина, наверное, как всегда, где-то посередине.
|