Хотя определение Петербурга как культурной столицы России весьма спорно, все же культурных событий, оставивших яркий след, в 2007 году произошло столько, что иной стране хватит на несколько лет.
По части премьерных спектаклей вряд ли кто-то сможет соревноваться с Мариинским театром. `Игрок` Сергея Прокофьева, `Тоска` Джакомо Пуччини, `Поворот вина` Бенджамина Бриттена...
Список велик. А если приплюсовать еще и фестивальные спектакли?
За все это - поклон маэстро Гергиеву. Но, обо всем по порядку.
Звезды возвращаются
Весной после ремонта новыми красками засверкал Большой зал Филармонии имени Шостаковича, преобразилась Царская лестница. Последние годы ее стены были выкрашены в однотонный цвет. Теперь лестница и весь Царский подъезд приобрели первозданный вид. Как и Голубой зал, расположенный за сценой.
Но по части реставрационных работ всех превзошел Михайловский театр, который по привычке мы чаще называем Малым Оперным или Малеготом. Капиталы, вложенные Владимиром Кехманом, сделали свое дело. Театр превратился в настоящую жемчужину, а приглашение Никиты Долгушина, Фаруха Рузиматова и, самое главное, - Елены Образцовой стали Событием, которое иначе как с большой буквы не напишешь.
Ну а возвращение на сцену Галины Вишневской, спустя более полувека после дебюта на ней, - это еще одно Событие. Потому что Вишневская предстала снова дебютанткой. В качества драматической актрисы в фильме Александра Сокурова `Александра`, в котором она сыграла заглавную роль.
Подаркам этим нет цены
Невозможно не отметить малозаметное, но весьма значимое событие - передачу в Кунсткамеры личных вещей Николая Гумилева, долгое время хранившихся в семье ученого, исследователя Средней Азии и писателя Павла Лукницкого, который после расстрела поэта в 1921 году бережно хранил документа и материалы, связанные с ним.
Подсвечник, кумган, молитвенный коврик и географическая карта с пометками Н. Гумилева подарены петербургскому МАЭ имени Петра Великого сыном П. Лукницкого Сергеем Павловичем.
Открытие нескольких залов Эрмитажа с развернутыми в них новыми постоянными экспозициями - это ли не заслуживает внимания?! То же можно сказать о Русском музее, который сделал подарок всем любителям искусства, отреставрировав в Строгановском дворце четыре зала. Но, положа руку на сердце, самыми памятными культурными событиями в прошлом году прославилась площадь Искусств.
И в связи с этим напрашивается мысль о своеобразном подарке к юбилею Пушкина. В июне прошлого года исполнилось 50 лет памятнику поэту работы Михаила Аникушина, установленному в центре площади. Пушкин, мы знаем, - это `наше все` (определение Аполлона Григорьева), а подарки к юбилеям - святое дело.
`Ню` Серебряковой и `Венеры советские`
Русский музей отметил 2007-й такими выставками, которые не забудутся никогда. Отметим две. `Обнаженные` Зинаиды Серебряковой представили художницу как выдающегося мастера `ню`. К совершенству обнаженной натуры художница пришла сама, получив первые уроки в школе Марии Клавдиевны Тенишевой, и продолжив их в Лувре, где она делала наброски с картин Брейгеля, Ватто, Фрагонара и Милле.
Многие полотна впервые прибыли в Россию из Лувра. Нагота без эротики. Наверно, так будет правильнее всего определить `ню` Зинаиды Серебряковой.
Женскую тему продолжила выставка `Венера советская`, которая заняла несколько залов в корпусе Бенуа Русского музея. Она по праву заслуживает быть названной главной выставкой прошлого года. Что важно отметить - в каталоге, выпущенном к ней, содержится посвящение 90-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Это говорит о многом, прежде всего об уважительном отношении к истории, которое, по словам Пушкина, отличает образованного человека от дикаря.
`Венера советская` очаровывает с первого взгляда. Ее символом стала знаменитая картина Алексея Самохвалова `После кросса`, на которой изображена, скажем так, спортивного телосложения полуобнаженная молодая женщина.
Это вполне логично и объяснимо. В некоторые периоды советской эпохи было не принято изображать обнаженную натуру. Спортивную сущность здорового тела - да, но дальше - ни-ни.
Конечно, за период с 1917-го по 1991-й течения в искусстве неоднократно менялись, соответственно им менялся и облик `советских Венер`. В начале 1920-х, во время НЭПа, они могли быть пышными и обнаженными, в конце двадцатых их заменили женщины-колхозницы и фабричные работницы; в 1930-е художники, как правило, одевали героинь своих полотен в спортивную форму...
В первые послевоенные годы на смену девушкам-спортсменкам пришли делегатки партийных съездов и депутаты Верховного Совета. В конце 1950-х на первый план вышли ударницы социалистического труда, причем уже не абстрактные представительницы прекрасной половины человечества, а вполне конкретные.
Несмотря на то, что выставка посвящена ушедшей эпохе, сделана она современно. На мониторах, установленных почти в каждом зале, демонстрируют фрагменты любимых советских фильмов, в которых есть либо модный показ, либо полуобнаженная натура. Без труда узнаются Александровский `Цирк` с Любовью Орловой, `Живет такой парень` Василия Шукшина, гайдаевская `Бриллиантовая рука`, рязановский `Служебный роман`, `Место встречи изменить нельзя` Говорухина.
Эта выставка работает и сейчас, словно перебрасывая мостик от выдающихся культурных событий прошлого - к нынешним, которые обязательно будут!
|