Темпы прироста потребления шампанских и игристых вин в РФ, по данным ИА `ЦИФРРА`, замедляется. Тем не менее они остаются рекордными: рынок за 9 месяцев 2007 года вырос в 1,5 раза, в основном это российская продукция. В СЗФО тенденции сходные, за исключением того, что прибавка в оборотах достигается за счет продукции, произведенной в других регионах РФ.
Ранее в недорогом сегменте доминировали импортные вина, но после изменения госполитики в 2007 году остались только российские сорта вин, в том числе игристых. По `тихим` винам прирост меньше - всего 20%. Это практически соответствует динамике расширения виноградных угодьев тройки основных отечественных производителей: АПК `Фанагория`, ООО `Кубань-Вино` и холдинга `Русский винный трест`.
В 2007-м кубанские производители впервые начали экспортировать небольшими партиями вино на Запад. Оно - с плантаций, где культивируют французские сорта винограда. В нынешнем сезоне заложена еще одна плантация, где высажен итальянский виноград сорта `шардоне`. Таким образом, в перспективе отечественные виноделы претендуют на часть ниши, которая сегодня занята импортом.
Впрочем, несложные подсчеты показывают, что в РФ по-прежнему вина отечественных вин продают больше, чем производят сырья. Как минимум, каждая шестая бутылка, по данным СУАР, - `нечестная`, как говорят виноделы: то есть это, в лучшем случае, винный напиток, изготовленный из импортной эссенции. И потребитель еще не привык доверять российским производителям, поэтому в средней ценовой категории доминирует импорт. Больше всего ввозят вин из Украины. На втором месте - Франция. Увеличивается ввоз вина из Испании и Португалии. Заметим, что Испания в 2006-2007 гг. существенно расширила линейку своей продукции за счет премиального сегмента.
Складываются предпосылки для роста импорта `экзотических` вин. В 2007 году производство винограда в Аргентине возросло на 6,5%. Расширялись плантации в Южной Африке и в Чили - примерно на 8%. Эти вина продолжают экспансию в РФ. Пока, правда, успехи заметны на московском и петербургском рынках. А вот Австралии в нынешнем году не повезло: засуха сократила урожай винограда вдвое.
В 2007-м в Москве и Петербурге зафиксирован неожиданный рост спроса на греческое вино. Вместо одного дистрибьютора греческих вин в 2006-м их стало сразу четыре. Феноменом заинтересовалась греческая государственная организация HEPO: Россия стала единственной страной, где существенно увеличился круг друзей вин Эллады. Еще забавнее, что кипрское вино, в той же ценовой категории и по вкусу мало отличающееся от греческого, потерпело в 2007-м полное фиаско при продвижении на рынок РФ.
2007 год вошел в историю еще и тем, что в конце ноября впервые за последние годы российскую таможню пересекли вагоны с молдавским вином, которое ранее было запрещено поставлять в РФ. Ввозили только молдавские виноматериалы. Нередко - через третьи страны. Прогнозам быстрого возвращения львиной доли былого присутствия молдаван на отечественном рынке эксперты не доверяют: оно уже не может попасть в нижнюю ценовую нишу. А в средней ему придется выдерживать жесткую конкуренцию с продукцией из других стран.
Это весьма существенно для петербургских винзаводов, которые теперь в РФ занимают вторую позицию после виноделов Южного федерального округа. Устойчивый сбыт продукции города на Неве обеспечивают долгосрочные контракты с торговыми сетями.
Если говорить о предпочтениях потребителей вин, то, как свидетельствуют последние исследования СУАР, в РФ они не изменились. В обычные дни москвичи по-прежнему предпочитают белое вино, а петербуржцы - красное. Но на том и другом рынке в новогодние дни потребляют 45% от всего количества игристых вин, которые поступают на прилавки магазинов за год.
Из редких новинок следует отметить появление на московском рынке вин из арабских стран. Моды на них пока нет. И все же виноделие в Алжире, Египте, Иордане, Ливане, Тунисе делает большие успехи: продукция становится все более качественной, товарооборот, несмотря на оппозицию исламских консерваторов, растет. Сегодня плантации там расширились до 80 тыс. гектаров, что обеспечивает выпуск 146 млн бутылок вина при средней стоимости в $1,5. В Европу арабские страны экспортируют 20% производимой ими продукции.
|