Новинки цифровых технологий, появившиеся на мировом рынке в 2007 году, наводят на мысль о начале новой конкурентной борьбы за покупателя, в которой выигрывает тот, кто производит товары на основе достижений нанотехнологий. Потому что такие устройства - тоньше, легче и проще в использовании.
Прорыв произошел в сегменте mp3-плейеров. В 2007 году стало очевидным: выпуск устройств для прослушивания музыки в цифровом формате mp3 в корпусах с `объемным` дизайном - тупиковая ветвь. `Кубики` и граненые `призмы` приходится подвешивать на шнурке на шею, тогда как плоские модели удобно просто положить в карман. Кроме того, они позволяют вмонтировать цветной экран, на который выводятся из электронной памяти фото, видео и текст.
А дальше - устройства начинают только совершенствоваться за счет объема `запоминаемой` информации и дополнительных функций. Если последние модели способны работать, как магнитофон (захват звука и его автоматическая оцифровка), то в перспективе обещают выпустить модели с возможностью ввода текста с дополнительной клавиатуры.
В том, что такие mp3-плейеры еще не появились, виноваты, вероятно, не их производители, а те, кто выпускает клавиатуры: удобных, компактных и недорогих вариантов устройств для набора заметок нет. Те, что выпускают, имеют слишком сложный интерфейс. А mp3-плейер по своей природе не компьютер.
Точно так же, как и новое поколение мобильных телефонов - не коммуникаторы, хотя в них `вшиваются` mp3-плейеры, FM-радио, фото- и видеокамера. Все это лишь сопутствующие функции плоских `трубок`. Революционным в них становится тонкий экран: он заменяет все основные кнопки. Вместо них - меняющееся, в зависимости от выбранной функции, сенсорное экранное меню. В него просто тычут пальцем. При этом прозрачная панель не царапается и со временем не мутнеет. `Стекло` лишь периодически протирают, удаляя `отпечатки` пальцев. Пока такой телефон только один - это iPhone.
Гибриды в плоской форме
Пожалуй, про iPhone не слышал только ленивый: такой ажиотаж вокруг него был создан в СМИ. Чаще всего про него говорили, что это - дорогая игрушка, по функциональности проигрывающая другим производителям. Однако проблема в том, что никто из них не смог предложить аналогов новинке: сенсорные панели есть только у некоторых коммуникаторов. А коммуникатор - это гибрид `мобильника` с компьютером. Иной класс устройств. И сравнивать iPhone с ними некорректно: это все-таки телефон с функцией mp3-плейера. Причем привязанного к компьютеру: без него, как и на продающийся в виде отдельного устройства такой же плейер iPod, записать музыку в `трубку` невозможно.
Тем не менее в СМИ часто ставят iPhone в один ряд с коммуникаторами - надо же ведь с чем-то сравнивать. Потому что его продажи бьют все рекорды: в первые четыре месяца со дня выпуска новинки (июль - октябрь 2007-го) было продано более 1,4 млн телефонов iPhone - 1,8% от объемов реализации всех `мобильников` в США! Растут их продажи и в Европе, несмотря на то, что такие трубки в ней стоят на $150 дороже, чем в США.
В России официально iPhone не продается, потому что для этого надо выполнить особые условия производителя. Иначе часть его функций просто не будет работать. Тем не менее в Интернете появляются предложения продать `разлоченный` (отключенный от фиксированного сотового оператора, с которым заключен дилерский договор) iPhone. И отечественных покупателей не останавливает, что его умельцы перепродают, как минимум, вдвое дороже первоначальной стоимости.
Для борьбы с `пиратами` производитель с 1 ноября 2007 года ввел дополнительные ограничения на продажу своего гаджета: теперь его можно будет купить только по банковской карточке. И не более двух трубок в одни руки...
Виртуальная революция
Самое феноменальное, что такой бешеный спрос на iPhone происходит на фоне падения объемов мировых продаж `трубок` остальных моделей. Это наводит на мысль, что iPhone действительно - предвестник революции в сотовой связи. Присмотревшись к новинке повнимательнее, можно заметить особенности его интерфейса. В нем нет MMS и WAP-GPRS-сервисов. Прослеживается явное намерение заменить их передачей сообщений через Интернет-браузер - то есть воспользоваться услугами электронной почты.
Также не предусмотрена передача файлов через Bluetooth. Основным каналом обмена данных с компьютером становится кабель, подключенный к USB-разъему. Иными словами, `мобильник` хотят превратить в такой же аксессуар к ноутбуку, как флэш-память и mp3-плейер. И, скорее всего, именно такие технологии будут отличать трубки будущих поколений.
Первый конкурент iPhone появится, вероятнее всего, в 2008 году. Это может быть телефон Nokia N98. У него такой же сенсорный экран, тоже нет кнопок. Однако модель должна поддерживать Bluetooth, Wi-Fi, HSDPA и будет снабжена мощной 7,2-мегапиксельной камерой. Bluetooth - прежде всего для подсоединения беспроводной гарнитуры. Еще одна особенность - модуль GPS, который открывает доступ к услугам спутниковой навигации и позиционирования на электронных картах. В ответ в США готовят к выпуску iPhone второго поколения, поддерживающий стандарт 3G.
Появились данные, что сюрприз готовит и Sony Ericsson. Не случайно она подружилась с американской компанией Motorola Inc. Очевидно, на рынок США готовятся к выходу новые модели. Причем с интерфейсом, более дружелюбным для пользователей, чем у телефонов iPhone и Nokia.
Заметим, что пока в России, как ожидают аналитики MultiMedia Intelligence, в 2008 году мультимедийных `мобильников` будет продано больше, чем телевизоров. А в 2011-м - мультимедийные функции станут обязательными в каждом девятом из десяти продаваемых новых телефонов.
В этом сегменте, заметим, в Петербурге лидирует именно Sony Ericsson. Однако если в их линейке не появится плоская модель с большим сенсорным экраном, она может утратить лидерство.
|