В Петербургской ассоциации производителей автокомплектующих (СПб АПАК) планируют в 2012 году выпускать продукции на $2-3 млрд.
В аналитическом агентстве `Автостат` емкость российского рынка автокомпонентов в целом оценивают в $18-20 млрд в год. При этом объем первичного рынка - $7-8 млрд. Примерно половину всех поставок комплектующих выпускают сами производители автомобилей.
Пока же доля заводов в РФ, на которых выпускают автокомпоненты для сборочных предприятий, невелика: не более 10% от общего объема рынка.
Локализация сборки иномарок пока идет достаточно медленно. К 2010 году доля компонентов, предназначенных для сборочных автозаводов, вырастет до 30-35%, а общий объем поставок компонентов и запчастей увеличится, как минимум, до $5-6 млрд.
Поставки на вторичный рынок автокомпонентов сегодня оцениваются в $10-12 млрд. В 2010-м они увеличатся незначительно - до $13-15 млрд. В целом из исследования вытекает, что спрос на запасные части гораздо выше, а значит, удовлетворяется за счет `теневого` рынка.
Основная проблема - недостаточная структурированность системы продаж автокомпонентов. Исключение составляют такие сегменты рынка, как шины (оборот $2,2-2,4 млрд), масла ($1,1-1,2 млрд), аккумуляторы ($500-600 млн) и фильтры ($250-300 млн). Все остальные сегменты формируются за счет продукции в основном малых и средних предприятий.
В целом на рынке не менее 2 тыс. отечественных поставщиков. С учетом тенденции роста доли иномарок в структуре продаж автомобилей на территории РФ неудивительно, что начался процесс вытеснения российских производителей поставщиками из Европы, Китая, Турции и Индии.
Все это объясняет высказывания главы представительства агентства Японии по содействию развитию внешней торговли и инвестиций Jetro в Петербурге Тэцуя Умэцу о том, что пока в городе на Неве не сложились условия для выпуска автокомпонентов, которые будут необходимы для сборки японских машин на новых автозаводах. Основная задача - создание инфраструктуры для локализации поставщиков.
Один из вариантов - появление в Петербурге технопарков, где можно было бы разместить производственные мощности предприятий, которым не удается получить государственной поддержки как, например, стратегическим инвесторам. В Японии принято создавать инфраструктуру таких технопарков за счет государства. В России строительство зданий цехов и офисов, обустройство инженерных сетей осуществляют, как правило, за счет бизнеса.
Пока компромиссных решений проблемы не найдено. По-видимому, придется искать `якорные` компании, а после подписания соглашений с ними подтягивать к ним пул остальных японских поставщиков. Или передавать технологии новым российским СП, на что в Стране восходящего солнца идут крайне неохотно.
Сейчас в России действует только одна японская компания - производитель автокомпонентов - Toyota Boshoku. Идут переговоры с компаниями Magna, Stadco, Tenneco Automotive и Reka Rubbe.
В 2009-2010 гг. японским концернам так или иначе придется решать вопрос, потому что иначе в дальнейшем они подвергают себя рискам лишиться таможенных льгот на ввоз автокомпонентов из Японии. В связи с этим своевременным выглядят планы СПб АПАК к 2012 году увеличить свой инвестфонд в 6 раз - до 300 млн евро.
В ассоциации надеются, что инфраструктуру кластера производителей автокомпонентов удастся создать с помощью частных инвесторов. Среди них, в частности, можно назвать Санкт-Петербургскую инвестиционную компанию. Для этого они и вносят средства в инвестфонд.
Следующий шаг - выбор участка для строительства цехов, складов и офисов, которые будут сдавать в аренду. Скорее всего, это будет площадка, примыкающая к одному из будущих автозаводов. Окончательное решение необходимо принять уже в 2008 году, иначе планы создания кластера производителей автокомпонентов в III квартале 2009-го оказываются под угрозой.
Проект предполагает выпуск автокомплектующих для 250 тыс. машин в год - именно столько намечено выпускать иномарок на новых заводах в Петербурге. Инвестиции в него до 2013 года оценивают не менее чем в $1,2 млрд. Кроме производственных объектов там намечено построить отель и торговые зоны.
Планы основаны на прогнозах компаний Toyota, Nissan, Suzuki и GM. Расположенный в Ленобласти завод Ford намерен решать проблемы локализации выпуска автокомпонентов для своих машин, скорее всего, самостоятельно.
|