Не так много имен петербургских ремесленников сохранила История до наших дней. В музейных собраниях их изделия чаще всего значатся как `работа неизвестного мастера`. Имя одного такого мастера вернулось петербуржцам благодаря выставке, открывшейся в Иоанновском равелине Петропавловской крепости.
Звали его Ефим Иванович Иванов. Он родился в 1830 году в семье оброчного крестьянина в деревне Зиновке Бежецкого уезда Тверской губернии. В двенадцатилетнем возрасте его отправили на обучение резьбе по дереву в Петербург. Здесь он и остался жить, приобретя в 1858 году однокомнатную квартиру в доме N 10 на 5-й линии Васильевского острова, в котором обустроил и собственную столярную мастерскую. Состоя в крестьянском сословии, Ефим Иванов числился в Петербурге как временно-цеховой мастер, обязанный платить все цеховые сборы, но при этом не пользовавшийся никакими общецеховыми правами. Только после отмены крепостного права в России он получил личную свободу и стал вечноцеховым мастером столярного цеха.
Чувствуете разницу между временностью при крепостном праве и вечностью после его отмены?
К началу 1870-х годов он уже являлся `мастером Двора его Величества`. Это было почетное звание, как и `поставщик Двора Его Величества`. Оно давалось только по прошествии 8-10 лет непрерывного исполнения работ по казенным заказам и свидетельствовало о высоком профессионализме. Звание `мастера Двора Его Величества` давало возможность использовать на вывесках и собственных изделиях изображение государственного герба.
Произведения, созданные в мастерской Ефима Иванова на
5-й линии (семейные портреты и фотографии, документы, сохраненные потомками мастера), и легли в основу выставки. Это рукодельный столик, дубовые стулья из мебельного гарнитура, выполненного в `русском` стиле.
Дополняют экспозицию, представленную потомками семьи Ефима Иванова, предметы из фондов Музея истории Петербурга - материальные и документальные свидетельства жизни ремесленного Петербурга ХIХ столетия: цеховые знамена, цеховые свидетельства, квитанции об уплате сборов, столярные инструменты.
Выставка позволила вспомнить не только имя мастера своего дела, но и фрагмент истории дома на Васильевском острове, построенного также малоизвестным архитектором Иосифом Маевским.
|