Декабрь - месяц эрмитажный. По традиции, в декабре в музее проводятся Дни Эрмитажа, посвященные дню его рождения. Практически целая неделя культурной жизни Петербурга определяется, главным образом, событиями, происходящими во дворце. По существу, это подарки к Новому году для всех людей, любящих и ценящих искусство и наше историческое прошлое.
В нынешнем декабре музей подарков выдал просто-таки на-гора.
История орды интересна деталями
В день рождения, который Эрмитаж отмечает в день Святой Екатерины, в залах музея открылись сразу две новые постоянные экспозиции: `Золотая орда. История и культура`, позволяющая, по словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, `представить Золотую орду во всем блеске`, и `Мощевая Балка. Памятник на Северокавказском шелковом пути`.
Вторая экспозиция - это проникновение в мир кавказских племен VIII-IX вв. Ткани, меха, изделия из кожи, из дерева, обнаруженные в начале ХХ столетия первыми русскими археологами, выглядели настолько хорошо, что в них не признали археологических объектов и передали в два петербургских музея этнографии.
Причинами же столь прекрасной сохранности стали необычайная сухость почвы могильника и существовавший северокавказский обычай наглухо замуровывать погребения в пещерках и каменных ящиках. Один из экспонатов новой экспозиции представляет женское погребение IX века, обнаруженное эрмитажной экспедицией в 1974 году.
То, что хорошо сохранившиеся предметы, переданные в другие музеи города на Неве, попали в итоге в Эрмитаж, - заслуга его легендарного директора Иосифа Агбаровича Орбели. Здесь находки были объединены и, в конце концов, атрибутированы сотрудниками отдела Востока. Результатом стала новая постоянная экспозиция.
Ужель та самая Мадонна...
Благодаря новой атрибуции установлено авторство картины `Мадонна делле Грацие`. После проведенной специалистами Лаборатории научной реставрации станковой живописи на полотне проявились фигуры трех ангелов, которых прежде не было видно. До этого картина вызывала некоторые вопросы, в частности диссонанс темного занавеса с ярко освещенными Мадонной и младенцем. Между тем чувствовалось, что полотно создано превосходным живописцем и потому велико было желание узнать его имя.
Подняли старинные книги и документы, которые позволили предположить, что автором картины был венецианский живописец XVI века Лоренцо Лотто.
- Результаты, полученные в Отделе научно-технической экспертизы Эрмитажа, дали исчерпывающий ответ на все вопросы и рассеяли сомнения: в рентгеновских и инфракрасных лучах под занавесом - поздней записью - за спиной Мадонны прекрасно читались фигурки трех ангелов, причем в такой сохранности, что можно было надеяться на успех расчистки. После удаления позднейших загрязнений удалось полностью раскрыть авторскую композицию, и теперь можно утверждать, что перед нами та самая Мадонна делле Грацие, которая была написана Лоренцо Лотто в Венеции в начале 1542 года, - рассказала хранитель венецианской живописи, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Ирина Артемьева.
Увидеть `Мадонну` Лоренцо Лотто можно в Аполлоновом зале, где она будет экспонироваться постоянно.
Стабий приоткрыл ворота
`Перед нами те самые залы, которые были созданы Лео фон Кленце`, - могут воскликнуть, полюбовавшись Мадонной, и все посетители музея, которые придут в открывшиеся залы Боспора. Причин прийти сюда две: во-первых, здесь открылась интереснейшая выставка `Otium Ludens. Античные фрески Стабий`.
Основную ее часть составляют античные фрески, украшавшие прибрежные виллы и здания Стабий - города, расположенного недалеко от Помпеи. Это был курорт, построенный с необычайной роскошью и вкусом для римской элиты. Там более столетия находилась резиденция римского правительства, пока в 79 году Стабии не оказались погребенными на много веков под лавой Везувия.
Открыли их археологи в XVIII столетии, но масштабное исследование Стабий началось лишь в прошлом веке. А насколько хороши комплексы настенных росписей, в том числе и с сюжетами весьма фривольными, может увидеть каждый.
Ну а вторая причина - просто полюбоваться первозданной красотой залов Нового Эрмитажа. В прошлом же веке, когда исследовали фрески Стабий, серьезная работа проходила и в эрмитажных залах Боспора. Только наоборот: задуманный немецким архитектором облик залов переделывали.
В 1930-е стены покрасили в серо-зеленый цвет, в 1975-м придали ему большую торжественность, перекрасив в ярко-красный. А Лео фон Кленце задумывал взять за основу стиль фресковых росписей Помпеи, которые, между прочим, были открыты почти одновременно со Стабиями.
Оттого весьма символичным выглядит открытие античных фресок Стабий в залах Боспора, которым возвращен исторический облик.
В честь царя Александра
Наконец, после реставрации, в ходе которой были заменены инженерные коммуникации и электросети и восстановлен паркетный пол, предстал Александровский зал Зимнего дворца. Созданный после декабрьского пожара 1837 года по проекту Александра Брюллова, этот зал, не устает повторять Михаил Пиотровский, стал завершающей частью грандиозного мемориала, посвященного победе русских войск над Наполеоном. Он начинается Триумфальной аркой Карла Росси - центром его является Александровская колонна, созданная Огюстом Монферраном, а завершается Александровским залом, в торце которого - портрет Александра I, победителя Наполеона.
Все три памятника стоят почти на одной оси. Ныне, вопреки здравому смыслу, эта ось разрушена ледяной площадкой, устроенной вокруг Александровской колонны.
Обязательно приходите в Эрмитаж. Вход в него расположен на Дворцовой площади, за катком.
|