Софийская и Дворцовая площади, Северный и Псковский жилые микрорайоны, мосты Александра Невского и Колмовский - вот далеко не полный перечень объектов и городских территорий, которые, согласно новому генплану города, должны поменять свое лицо.
Станет ли оно привлекательнее, полюбится ли новгородцам и гостям города? Дискуссии на эту тему продолжались целую неделю на заседаниях городского градостроительного совета, где архитектор Ариф Байрамов и специалисты ОАО `Институт `Новгородгражданпроект` представили свои соображения относительно будущего облика города.
Насколько симпатичным он будет - вопрос важный, но не главный. В первую очередь, речь идет о функциональности, соответствии городских территорий плану социально-экономического развития Великого Новгорода. И архитекторы, и хозяйственники едины во мнении: утвержденная в 1993 году концепция генплана требует значительной корректировки.
Год назад разработкой проекта документа занялся институт `Новгородгражданпроект`, выигравший открытый конкурс на размещение соответствующего муниципального заказа. Работу решено было проводить в два этапа: сначала сформулировать концепцию, наработки по которой и были представлены на суд общественности, а затем, собственно, проект.
Ориентируясь на туризм
Первое концептуальное отличие нового генплана от старого, разработанного академиком Щусевым в 1963 году и в последний раз скорректированного в 1988-м, - в новых подходах к градостроительной деятельности. Раньше город рассматривался, прежде всего, как крупный промышленный центр со всеми вытекающими отсюда экологическими и градостроительными последствиями: близкое соседство промышленных зон со спальными районами, вредные производства в центре города, их хаотичное, уродующее архитектурный облик древнего города, расширение.
Теперь упор делается на развитие туризма, наукоемких высокотехнологичных, современных производств, сферы услуг. Отсюда и идея концепции генплана: вынос промышленных предприятий из центра на периферию, расчистка пустырей, создание экологического каркаса города с проработкой рекреационных зон, удобство транспортного сообщения.
Важнейшим критерием в разработке документа является и социальная составляющая: обеспеченность новгородцев жильем, детскими садами, школами, рабочими местами. Проектировщики ориентировались на оптимистический демографический прогноз, предполагающий увеличение численности населения с 218 тыс. жителей в 2007 г. до 225 тыс. - к 2015-му. Исходя из этого планируется и жилая застройка с расчетом не менее 20 метров жилой площади на одного жителя: ее будут вести в пределах городской линии в нескольких направлениях - высотное строительство в активно развивающихся Деревяницком и Псковском микрорайонах, коттеджное и малоэтажное строительство в центре города.
Построенные 40-50 лет назад панельные `хрущевки`, по всей видимости, будут реконструированы или снесены.
На выход с вещами?
Предполагаемый вынос промышленных предприятий из центра города во вновь создаваемые промышленные зоны - вопрос болезненный и неоднозначный. `На выход с вещами` их, конечно, никто не попросит, ведь завод - не игрушечный домик, легко переносимый из одного угла комнаты в другой. Однако разработчики концепции не скрывают, что некоторые производители будут вынуждены сами подыскивать новые территории для развития бизнеса. На это направлена `тактика мягкого выдавливания`, когда к находящимся в исторической части города предприятиям будут применены дополнительные меры воздействия в виде повышающих коэффициентов, дополнительных требований к технологиям, экологической безопасности, благоустройству территории.
Подобный опыт уже есть. Нынешней осенью при обсуждении проекта реконструкции Дворцовой площади, соседствующей с хаотичными постройками обанкротившегося завода `Планета`, на площадях которого теперь располагается около 20 различных организаций, часть из советского промышленного `самостроя` было решено снести, а часть - реконструировать при активном участии самих предпринимателей.
Впрочем, задуматься придется не только предпринимателям. Чтобы организовать новоселье предприятий на новые производственные площадки, городу необходимо будет обеспечить их всей инженерной инфраструктурой, а это - колоссальные затраты.
`Сердечный` приступ
Колоссальных затрат потребует и реконструкция главной площади Великого Новгорода - Софийской, не без основания считающейся сердцем города. О необходимости ее модернизации говорится уже не первый год. Однако муниципальный конкурс на проект реконструкции площади провели только осенью, когда заговорили о возможности финансирования работ из федерального бюджета, в рамках подготовки Великого Новгорода к 1150-летию, отмечаемому в 2009 году.
Победитель конкурса Ариф Байрамов подготовил проект в рекордно короткие сроки - за 2 месяца. Но суждено ли ему быть воплощенным в жизнь - большой вопрос. Во-первых, идею архитектора сделать площадь пешеходной зоной, расширив ее за счет вырубки деревьев, замостить цветной плиткой, построить фонтаны и колоннаду, не поддержали ни общественность, ни специалисты. Проект раскритиковали и отправили на доработку. А во-вторых, нет главного - финансирования.
По предварительным, самым скромным, расчетам, реконструкция Софийской площади может обойтись в 1-2 млрд руб. Однако в список объектов, финансируемых в рамках подготовки города к юбилею за счет федерального бюджета, площадь не попала.
Нужен третий мост? Построим!
Зато строительство третьего моста через реку Волхов, который, как воздух, нужен горожанам, перспектива, хоть и дальняя, но, похоже, более реальная. Об этом стало известно после ноябрьского визита в Великий Новгород руководителя федерального дорожного агентства Олега Белозерова, отметившего актуальность проблемы.
Два новгородских моста не только не справляются с постоянно увеличивающимися транспортными потоками, но и нуждаются в реконструкции. Один из них - мост Александра Невского - находится в предаварийном состоянии и в любой момент может быть закрыт. Новый мост, который может быть построен в районе ул. Студенческой, Юрьева или Лужского шоссе, обойдется госказне не меньше чем в 4 млрд руб.
В Федеральном бюджете развития до 2010 года эти деньги не предусмотрены, однако областные власти намерены добиваться открытия финансирования уже в ближайшее время. Определиться, где проложить мост, так же важно, как найти деньги на его строительство. Великий Новгород - город с уникальной культурной и исторической средой, и она не должна быть нарушена даже в угоду экономической целесообразности, считают новгородские археологи и историки, объединившиеся в `Общество любителей древности`.
Этот же принцип, по их мнению, должен быть применим и к разработке новой транспортной схемы города, предполагающей расширение дорог и строительство путепроводов, а также любому другому гражданскому или промышленному строительству.
Разрабатывая концепцию нового Генплана развития Великого Новгорода, нужно учитывать ошибки 70-80 гг. прошлого века и, по возможности, исправить их, сделав город удобным для жизни, работы и отдыха как самих горожан, так и многочисленных туристов.
|