Похоже, вологодские власти обратили, наконец, свои взоры на текстильную и легкую промышленность региона
В конце осени в правительстве Вологодской области было подписано трехстороннее соглашение по организации работы предприятий отрасли представителями департамента экономики, профессионального союза отрасли и областного союза промышленников и предпринимателей.
Как сказано в официальном соглашении, это правовой акт, регулирующий экономические и социально-трудовые отношения. Документ направлен на `создание условий для динамичного развития отрасли, обеспечения защиты социальных прав и интересов`. Это означает, что предприятия легпрома будут совместными усилиями выводить из того тяжелого положения, в котором они пребывают последнее время.
Так, по итогам первого полугодия спад по ряду производств Вологодской области составил 45%. Наиболее распространенное мнение о причинах этого `пике` состоит в том, что вологодский легпром не выдерживает конкуренции со стороны импортных товаров, большая часть которых завозят по серым таможенным схемам, и в результате заморский ширпотреб более привлекателен по цене для потребителя со средним достатком. Из-за высоких тарифов на энергоносители и транспортные перевозки производители не могут удешевить продукцию и сделать вызов импорту. Предприятия испытывают острый дефицит оборотных средств; кредиты для них также недоступны.
Однако есть предприятия, которым удается неплохо держаться `на плаву`: их руководители ищут и находят ключи к решению этого вороха проблем, но происходит это по принципу `вопреки, а не благодаря`.
`У нас нет трудностей со сбытом`
Михаил Зарецкий, генеральный директор ОАО `Стиль Вологды`:
- Некоторое время назад производители товаров легпрома старались сбывать свою продукцию через свои фирменные магазины. Так же поступали и мы. Но в стране постепенно создается разветвленная сеть оптовой и розничной торговли. Да, это глобализация, если хотите. Производитель, который не вошел в ритейлерскую сеть и по-прежнему рассчитывает на свою фирменную `лавочку`, шансов выжить не имеет. Держать свои фирменные магазины накладно, гораздо выгоднее сбывать продукцию через крупные предприятия розничной торговли. Одна из причин неудач некоторых предприятий отрасли нашего региона в том, что их руководители до сих пор не поняли, что ситуация изменилась.
Сегодня очень многие швейные предприятия работают под известными брэндами. Мы, например, выступали под немецкими и шведскими марками. При этом использование дешевых контрафактных комплектующих равносильно экономическому самоубийству.
Дешевые `запчасти` еще можно использовать, если ты реализуешь продукцию через собственную торговую сеть, но если твой товар представлен, главным образом, в престижных супермаркетах, то это совершенно недопустимо.
`А у нас магазин свой`
Ольга Чашникова, генеральный директор ООО `ПТК `Волтри - Евродизайн`:
- Конечно, покупателю интереснее приобретать товары в многобрэндовом супермаркете. Но, говоря о нашей фирме, надо учитывать одно обстоятельство. Продукция предприятия выпускается на современных станках немецкой фирмы `Штолль`, мирового лидера в производстве оборудования для текстильной промышленности. Мы их купили с помощью инвестиций местных газовиков, участвующих в разработке льняного комплекса области. И теперь успешно конкурируем с итальянским текстилем, который выпускается на тех же станках, но, по вполне понятным причинам, гораздо дороже нашего на внутреннем рынке.
Брэнд изделий предприятия давно раскручен, поэтому мы против того, чтобы продукция соседствовала с товарами иных фирм. В других городах, в том числе Москве и Петербурге, мы закрыли свои торговые представительства: это действительно дорого. Но у нас есть свой фирменный магазин в Вологде, через который теперь реализуется 60% нашей продукции. Кроме того, удалось сохранить связи с оптовиками.
`Процесс будет набирать обороты`
Ольга Емельянова, начальник отдела торговли и услуг департамента продовольственных ресурсов Вологодской области:
- Появление крупных магазинов - процесс объективный, как и сама глобализация. Время вещевых рынков и мелких лавочек, расцветших в середине девяностых, подходит к концу. Страна на всех парах стремится в ВТО, берет на вооружение западные стандарты. Появились крупные ритейлерские `кулаки` и в нашей области. Однако пока их доля в товарообороте региона не превышает 15-20%. Прогнозировать, что будет дальше, не берусь. Скорее всего, процесс будет набирать обороты. Что же касается вопроса, через какую сеть сбывать свой товар, то его решение зависит от тактической и хозяйственной мудрости руководителя.
Мнения экспертов
Александр Бирюков,
председатель Комиссии по текстильной и легкой промышленности Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям, президент ОАО `Рослегпром`:
- В условиях такой большой доли экспорта на внутреннем рынке - 81% снижать пошлины на ввоз готовых товаров неразумно. Но это уже сделано относительно обуви, невзирая на возражения отраслевиков: сколько бы они ни поднимали этот вопрос, их не слышат.
Мы попросили РСПП еще раз обратиться к Минэкономразвития и ФТС для пересмотра такого подхода; если он состоится, это позволит обувной отрасли развиваться, в противном случае мы потеряем отрасль. Высокие пошлины нужны на ввоз готовых товаров, а низкие - на ввоз сырья и оборудования, причем заградительные меры должны применяться к тем товарам, которые отечественная промышленность не способна делать. Это мировая практика: государство должно защищать отечественного производителя.
Отрадно, что проект закона о торговле, наконец, разрабатывается, но проблемы легпрома в нем пока не учтены: необходимо прописать, что российская торговля должна, в первую очередь, торговать отечественной продукцией. Мер по устранению дискриминации отечественных производителей в крупных торговых сетях пока также нет.
Кирилл Волков,
директор по маркетингу компании Owear:
- Концентрация сетевой торговли - явление характерное не только для легпрома, но для розничной торговли потребительскими товарами в целом. Пока рынок не насыщен, экстенсивное развитие сильных игроков - естественное явление. Да и экономия за счет масштаба выгодна и подстегивает рост. У этого явления есть и плюсы, и минусы. По моему мнению, даже такие гиганты, как Gap, H&M, Inditex, на спрос, конечно, влияют, но не определяют. Определяют ли спрос здесь Sela, Gloria Jeans, Finn Flare? Вряд ли. Они удовлетворяют потребность в недорогой повседневной одежде. А розничный рынок товаров легпрома в любом случае останется более фрагментированным и конкурентным, чем многие другие.
По мере концентрации торговли и производства среди крупных сетевиков, с одной стороны, растет давление на небольшие компании, которым приходится уходить на `периферию` или искать свои идеи как удержаться на рынке. При этом у покупателей возрастает потребность в `не массовой` одежде, а у мелких производителей - возможность, которую они могут использовать: занять узкие рыночные ниши, которые невыгодно обслуживать крупным игрокам.
Алексей Третьяков,
председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:
- Европейские стандарты работы переняты нами наполовину. На Западе понимают, что сети экономически эффективны и неизбежны, но там сети не мешают развиваться небольшим производителям и продавцам: действует жесткое антимонопольное законодательство. У нас ритейлеры имеют возможность диктовать условия и поставщикам, и покупателям.
Конкурентоспособность производителей сети не повышают: основной критерий для них - не качество товара, а лояльность производителя по отношению к сети. Чем меньше цена товара, тем больше у производителя шансов войти в сеть.
Причина низкой инвестиционной активности - нестабильность: степени риска в плане изменения политики государства крайне высоки, нет гарантий реальных прав собственности.
У иностранцев нет стратегической задачи развивать в России производство, так как на нашей территории это обойдется гораздо дороже, чем, например, в Китае, где удельные затраты ниже. Им гораздо выгоднее и проще вкладывать средства в быстроокупаемые бизнесы, вроде сбыта собственной продукции. В торговле оборот товара выше, чем в производстве, а сети служат механизмом сбыта не нужного за границей товара.
Виктор Есипов,
генеральный директор ОАО `Кожа`:
- Для обувного сектора крупные торговые сети - положительный момент: там наценка ниже, контроль качества - выше, а это выгодно производителю и покупателю.
Причины сегодняшней инвестиционной непривлекательности отрасли были заложены еще в 1990-х годах: правительство не обращало внимания на отрасль. Тогда были низкие цены на кожевенное сырье, и нужно было ограничить его вывоз, а этого не сделали. Потом сырьевая база стала резко сокращаться, а наши преимущества - инфраструктура, подготовленные трудовые ресурсы, смежные предприятия, конкурентные цены на энергоресурсы, рынок сбыта - оказались незадействованными.
Сейчас комплектующие многие покупают за рубежом. Государственные меры по поддержке отрасли или неэффективны, или половинчаты: сначала предприятия переоборудовали техбазу, а потом были снижены ввозные пошлины на импортную обувь. Не работают такие инструменты, как льготное кредитование сезонных закупок сырья, низкие проценты ставок по кредитам.
Контрафакт мешает производителю планировать свою деятельность, реальная картина рынка стирается: если обувь произвели в большом объеме - будут убытки. Государство должно активнее пресекать незаконные поставки.
|