За 9 месяцев 2007 года темпы выпуска продукции легпрома, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, снизились. По данным ОАО `Рослегпром`, показатели текстильного, швейного и мехового производств, производства кожи, обуви и изделий из кожи снизились с 108,2% до 101% и с 112,9 до 104% соответственно.
Эксперты видят способ улучшения ситуации в нормативно-законодательной сфере, которая должна регламентировать поступление импорта, таможенные пошлины на ввоз, ужесточить меры относительно контрафактной продукции, уравнять в правах производство и торговлю. Особым вопросом остаются ритейлеры.
Контрафакт и `контрафакт`
Около 57% товаров, поступающих на рынок РФ, квалифицируют как контрафакт. Такая цифра получается следующим образом: на рынке РФ 19% - это товары отечественного производства, остальные 81% - импорт, 24% из которых - официальный.
За I полугодие 2007 года объем импорта вырос в 1,6 раза; наиболее опасным импортером для нашего легпрома отраслевики называют Китай, который не гнушается поставками по `серым` и `черным` схемам.
Речь идет не только о вреде контрафакта для экономики вообще, но и о том, что российский производитель попадает под жесточайший пресс китайского демпинга. В среднем цена на китайский продукт ниже отечественной на 38%.
Чтобы решить эту проблему, отраслевики предлагают пойти по пути ЕС, который заключил с Китаем `текстильные соглашения`, определившие размеры ввоза товаров на свои территории. Кроме того, ЕС будет отслеживать реальный объем поставок посредством мониторинга текстильного экспорта этой страны.
Но контрафакт бывает разным. Например, с 1 октября 2007 года Федеральная таможенная служба (ФТС) повысила пошлины на ввоз импортных комплектующих для пошива обуви: подошв, каблуков. Аргумент - под видом комплектующих импортеры ввозят готовую продукцию. Отраслевики считают, что это вытеснит с рынка отечественную недорогую обувь (а заодно и производителей), потому что большинство наших обувщиков делают ее именно из этих недорогих комплектующих, которые теперь перестают таковыми быть. Отраслевики предлагают вообще отменить ввозные пошлины на `запчасти`.
Надо делиться
По данным отраслевиков за два последних года основные средства промышленности увеличились всего на 1,9 млрд руб. (на 108%), то есть прирост составил около 4% в год. Эта цифра в три раза меньше того же показателя по другим отраслям промышленности. Если учесть, что средства, поступающие в прирост, могут быть вложены в развитие, то при сохранении такого увеличения основных средств для модернизации отрасли потребуется около 25 лет.
Эту проблему предлагается решить, распределив доходы от торговых наценок с продаж товаров между торговлей и производством, как это делается в большинстве стран. (Прибыль, которую приносят наценки, выше доходов промышленности в 100-300 раз.)
Есть также предложение перевести легпром на упрощенную систему налогообложения как малый бизнес. Сэкономленные в этом случае средства могли бы быть пущены на развитие, в частности на обновление техбазы. Очень помогли бы отрасли ограничение сетевой торговли и распространение небольших торговых точек, в том числе `от производителя`.
Спасение легпрома - дело легпрома
Отрасль непривлекательна для инвестиций. Причиной этого эксперты называют целый комплекс обстоятельств, который не будет преодолен в обозримом будущем. Для потенциальных иностранных инвесторов вкладывать средства в производство невыгодно: за границей и так перепроизводство товаров легпрома. Поэтому они рассматривают нашу страну только как рынок сбыта, где антимонопольное законодательство практически не действует.
Российские бизнесмены, которые теоретически могли бы инвестировать в производство и имеют на это средства, тоже предпочитают вложить их в быстроокупаемый проект, например ритейл. Причем для обеих категорий инвесторов, утверждают эксперты, одними из главных причин неучастия в развитии производства легпрома являются нестабильность политической ситуации в России, отсутствие твердых гарантий прав собственности. Укреплению репутации России как нестабильной территории, способствует тенденция в сторону укрупнения бизнеса.
При этом эксперты подчеркивают: процесс укрупнения уничтожает малый и средний бизнес - социальный фундамент общества, класс собственников, который политически активен, непосредственно заинтересован и мог бы влиять на стабилизацию ситуации, но в России реально лишен такой возможности.
|