В Новгородской области 31 декабря заканчивается срок действия соглашения `О снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости`, скрепленного подписями областных чиновников и руководителей восьми крупнейших предприятий - производителей продуктов и торговых сетей и чиновников.
В проекте по `заморозке цен` участвуют ОАО `Новгородхлеб`, ОАО `Лактис`, ЗАО `Гвардеец`, НОПО `Облпотребсоюз`, ЗАО `Адепт`, ЗАО `Алкон-Лада`, торговые сети `Гулливер` и `Квартал`, которым в обмен на их `добрую волю` администрация области пообещала бонус в виде снижения тарифов на электроэнергию с 1 января 2008 года.
Документ, подтверждающий этот бонус, пока в процессе проработки. А вот некоторые, пусть и промежуточные, итоги действия соглашения уже можно подводить. Первое, на что обращаешь внимание: в магазинах, подключившихся к акции, появились социальные `красные` ценники и списки социально значимых продуктов, цены на которые решено не повышать с 21 ноября до конца года. Перечень этих продуктов настолько скромный, что экономия получается чисто символической. Хлеб белый и черный, яйцо столовое, масло подсолнечное и сливочное, молоко и кефир (жирн. 2,5%), сыр (жирн. 45%) - вот и весь перечень.
О том, что интерес новгородцев к таким продуктам невелик, подтверждают и сами торгующие организации. Василиса Пучкова, менеджер по продажам торговой сети `Квартал`, имеющей 11 магазинов в Новгородской области, отметила, что соглашение практически не повлияло на покупательский спрос. Новгородцы не бросились скупать дешевые товары, изменяя своим прежним предпочтениям. Тот, кто привык к продуктам, изначально относящимся к более высокой ценовой категории, просто несколько умерил свои аппетиты`, - заметила В. Пучкова.
Отсутствие ажиотажа в отношении социально значимого списка продуктов объясняется еще и тем, что в ряде случаев `замороженные цены` участников договора оказываются выше, чем у тех, кто не имеет к соглашению никакого отношения. Так, `несоциальная` цена на продукцию Демянского молокозавода, выпускаемую под торговой маркой `Селигерская росинка`, практически равна `социальной` цене крупнейшего новгородского молокозавода ОАО `Лактис` (его доля на местном рынке молочных продуктов оценивается в 70%).
Надо отметить, что в течение последнего месяца в большинстве новгородских магазинов цены не росли и без всякой `заморозки`. А некоторые виды импортных товаров, не относящихся, кстати, к социально значимым, например на элитные сыры, даже подешевели.
Валентин Кулебякин, генеральный директор ОАО `Новгородхлеб`, отметил, что официально, согласно соглашению, отпускные цены заморожены на 5 видов продукции. Однако политика сдерживания цен введена на предприятии уже 4 месяца назад, в течение которых цены на основные виды продукции остаются неизменными.
Впрочем, подорожание продуктов не является сейчас темой N 1 для новгородцев. На повестке дня - рост цен на топливо, который потянет за собой рост цен на грузоперевозки, а значит, и на другие товары и услуги. А также рост тарифов на услуги ЖКХ, дорожающих с нового года на 20%.
|