Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Артисты ударили в колокол - ЭиВ N 47 (682)
КУЛЬТУРА
Артисты ударили в колокол
No. 47 (682) 10.12.2007
Алексей ЕРОФЕЕВ
`Не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе`. Эпиграф к роману Эрнеста Хемингуэя помнит всякий, кто хоть раз брал в руки книгу этого автора. И, конечно, тот, кто помнит спектакль Геннадия Опоркова в театре Ленинского комсомола. Уж давно нет этого спектакля, как нет и талантливого режиссера. Но в театре `Балтийский дом` вновь зазвонил колокол. Не только по каждому артисту труппы наследника ленинградского Ленкома, но и по всем артистам Петербурга.

Не случайно многие пришли в Дом актера, чтобы поддержать коллег. Что же случилось в `Балтдоме`?

То, что маячит и перед остальными актерами: с 1 января 2008 года в петербургских театрах должна начаться реформа. 4 июля 2007 года за N 789 вышло постановление губернатора Валентины Матвиенко `Об утверждении предельной штатной численности работников государственных учреждений культуры, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга`.

Руководствуясь этим документом, дирекция `Балтийского дома` намерена 31 декабря 2007 года уволить всех артистов, с тем чтобы с нового года перезаключить с ними договоры, но уже на новой основе. И, как подозревают актеры, не со всеми, поскольку, как в этом так и в других петербургских театрах, предполагается сокращение численности штатов на 10%.

Народный артист Роман Громадский, прослуживший в этом театре 46 лет, обеспокоен. И вовсе не тем, что ему не предложат заключить договор, а самим подходом к вопросу. Гражданско-правовые договоры, представленные труппе, шокировали всех. Артисты увидели, что в новых условиях работы они оказываются вообще социально незащищенными.

Договоры не подразумевают выплат денег по больничным листам, начисления трудового стажа, короче говоря, ничего того, что полагается в нормальном социальном государстве, которое, по слухам, доносящимся из новостных программ со ссылкой на руководство страны, мы вроде бы строим. Руководство театра со своей стороны успокаивает артистов, говоря, что все будет хорошо и даже лучше.



Резоны у каждого свои



Но что воистину тревожит актеров больше, чем собственная судьба, так это судьба репертуарного театра - высочайшего достижения нашего Отечества. Ведь только в репертуарном театре, с постоянной труппой единомышленников и руководителем, вокруг которого создается творческое ядро, способное поднять театр до высоты величайшего искусства, возможны постановки пьес некоммерческих, спектаклей вневременных - того, что называется классикой, и того, что называется серьезной современной драмой, без насилия, ненормативной лексики и скабрезных шуток.

Да, репертуарный театр затратен, это не антреприза, которую незачем ругать понапрасну, но которая, по определению, не может выполнять роль духовного наставника. Роль, которую совсем недавно выполнял в Петербурге театр Ленсовета, руководимый безвременно ушедшим из жизни Владиславом Пази. Роль, которую еще раньше выполняли БДТ Георгия Товстоногова, ТЮЗ Зиновия Корогодского, тот же театр Ленсовета Игоря Владимирова, Театр имени Комиссаржевской Рубена Агамирзяна, на чьих спектаклях воспитывались поколения.

Слава Богу, есть такие театры и сейчас. Пока. Не стану их перечислять, дабы кого-то не забыть и тем самым не обидеть.



Коммерция побеждает



Народный артист Иван Краско, дядя Ваня, как любовно зовут его молодые коллеги, удивлен сложившейся в Петербурге ситуацией.

- Раньше театр был идеологическим помощником государства. Это знали все. Хотя кто-то подчас показывал фигу в кармане, все было честно, - сказал Иван Иванович.

- Театр - летопись и воплощение своего времени, - закончил словами Шекспира Иван Краско.

Как давно и как точно сказано! Не поспоришь. Впрочем, все это лирика, на которую коммерчески запрограммированные люди, представляющие ныне власть, вряд ли обратят внимание. Как и на аморальность реформы, ставящей под удар пожилых артистов, всю жизнь отдавших служению Мельпомене, зачастую не блиставших на сцене, но служивших театру. Аморальной такую реформу назвала Анна Алексахина, ведущая

актриса Театра Ленсовета.



У юристов есть вопросы



А вот на что точно обратят внимание проводники реформы, так это на несоответствие многих пунктов гражданско-правового договора федеральному законодательству.

Юристы уже подготовили список несоответствий. Отмечу лишь основной. В правительственном постановлении N 789 от

4 июля 2007 года пункт 2.2 гласит: `Обеспечить заключение руководителями учреждений с высвобождаемым и нанимаемым с 01.01.2008 художественным и артистическим персоналом учреждений гражданско-правовых договоров об оказании услуг в сфере культуры, предусматривающих обеспечение гарантий прав указанных лиц`.

Это не может быть выполнимо, так как гражданско-правовой договор предусматривает риск `персонала`, а гарантии может обеспечить лишь трудовой договор. Беспокойство артистов, людей обычно весьма разрозненных, но в данном случае объединившихся перед лицом опасности, нависшей над репертуарным театром, кажется, возымело действие.



Реформа в духе времени...



Председатель Комитета по культуре администрации Петербурга, народный артист России Николай Буров, не менее петербургских артистов обеспокоенный судьбой репертуарного театра, склонен отложить решение болезненного вопроса. По меньшей мере - на полгода. Ведь речь идет не только о `Балтийском доме`, но еще о двух театрах, подведомственных городу.

Проблемы же, по его признанию, связаны как раз с труппами. Они катастрофически стареют, а омоложения не происходит, потому что не оказывается вакансий. Вот налицо классическая проблема отцов и детей.

Но в любом случае все должно решаться исключительно по закону. И хотелось бы, чтоб по совести, ибо театр - это не только юридическое лицо, но, главным образом, зеркало души, или, как говорил Шекспир, `летопись и воплощение своего времени`.

Какое у нас время? Какая душа? Поживем - увидим.

Другие материалы рубрики
КУЛЬТУРА
30.11.23Сергей Шуб: «В основе спектакля — пьеса, в основе театра — человек»
Сергей Шуб, генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский Дом» — человек дела, что не раз уже доказал. Он не только создал одну из лучших театральных трупп Петербурга и России, но и уже 25 лет благодаря ему на сцене «Балтийского дома» проводится Международный фестиваль русских театров «Встречи в России». За эти 25 лет в нем приняли участие 77 театров с 263 спектаклями. Более конкретной и важной миссии по продвижению русской культуры, наверное, и придумать нельзя. Особенно сегодня, когда в некоторых странах ее пытаются отменить. Миссию «Встреч в России» он видит в том, чтоб «объединяться не в ненависти, а в любви».
29.12.08«Все зависит только от нас»
Народный артист РФ Сергей Мигицко:
29.12.08Гатчинские валенки в юбилей похорошели
29.12.08Маковские заполнили музей
22.12.08Коротко
22.12.08Добро пожаловать в тюрьму
Столетие Музея истории Петербурга ознаменовалось приведением в порядок нескольких музейных объектов и открытием новых экспозиций
15.12.08Я вам пишу – чего же боле?
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru