Интернационализация Севморпути (СМП), за которую, как сообщало наше издание, все более активно выступают во всех арктических странах, обусловлена, прежде всего, предстоящим глобальным потеплением и, соответственно, высвобождением из-подо льда значительной части проходов, соединяющих Северный Ледовитый океан с Тихим и Атлантическим. В Конвенцию ООН по морскому праву арктические соседи России намерены внести предложения по интернационализации СМП.
Одновременно некоторые зарубежные экологические и этнические организации лоббируют обсуждение в ООН и европейских структурах ситуации с малочисленными народами Севера РФ в аспекте `попрания` российским бизнесом, особенно нефтегазовым, лесным и транспортным, прав этих народов. Так, эстонский премьер Андрус Ансип заявил 21 ноября на совместной пресс-конференции с премьером Венгрии Ференцем Дюрчанем в Таллине, что `такие финно-угорские государства, как Эстония, Финляндия и Венгрия, оказывали ранее поддержку российским финно-угорским народам, и мы можем сделать еще больше. Наша помощь будет оказываться вне зависимости от того, нравится это третьим лицам или нет`.
А Ф. Дюрчань подтвердил там же, что `обе стороны выступают за оказание помощи финно-угорским народам, не имеющим своей государственности`. Получается `связка`, предусматривающая комплексное зарубежное вмешательство во внутренние дела российского Севера.
Северные соседи России спешат
Академик РАН Никита Моисеев считает, что Севморпуть при определенных капиталовложениях в его инфраструктуру может стать для страны геополитическим благом, каким в средние века был путь `из варяг в греки`, но с той только разницей, что соединит он Европу с Америкой и Юго-Восточной Азией.
Но сегодня работает только западная часть Севморпути, по которой вывозят на европейские рынки в основном цветные металлы и углеводороды. Все, что на востоке, - `белое безмолвие`. А, заметим, предложения США и Канады по реанимации Севморпути, государственные и коммерческие, касаются именно центральной и восточной частей этой артерии.
Аргументы здесь очевидные: дескать, таяние льдов и рост мировой торговли вынуждают срочно обновлять трансарктические артерии. Коллапс же Севморпути грозит международными экономическими проблемами, и, по их мнению, если РФ не в состоянии обеспечить дееспособность этого пути, это должно стать заботой всех арктических стран и даже международных организаций.
Кстати, арктические соседи РФ уже выделили в целом до $800 млрд на модернизацию своих аналогичных артерий и примыкающих к ним терминалов.
Главный вопрос-это деньги
Поскольку за последние 15 лет госфинансирование Севера сократилось в 12 раз, на Севморпути наступила едва ли не разруха: не проводится должным образом гидрологическая и ледовая разведка, нет регулярного и полного метеопрогноза, многие порты и портопункты (до `перестройки` их было около 70) пребывают в запущении, некоторые навигационные знаки просто исчезли.
Реанимация Севморпути на всем протяжении от Карских Ворот до Берингова пролива, по мнению губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова, обойдется более чем в $7 млрд в текущих ценах. Схожее мнение у губернаторов Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов - В. Потапенко и Ю. Неелова.
Главная же ставка делается, похоже, на международный консорциум, но не исключено, что гипотетические партнеры постараются обойтись без нас. По информации российских источников, уже разрабатываются варианты пересмотра как статуса арктических водных артерий, так и внутренних вод России.
INSROP - International Northern Sea Route Programme - провозглашена в 1993-м для изучения возможностей коммерческого использования СМП. В программе непосредственно участвуют норвежский Институт Фритьофа Нансена, Японский фонд морского судоходства (Japan`Ship and Ocean Foundation) и российские Центральный научно-исследовательский институт морского флота (ЦНИИМФ), Арктический и Антарктический НИИ.
Финансируется же эта программа поровну японской и норвежской сторонами. Россия участвует в программе только своими научными разработками.
Инвесторы боятся рисковать
Но зарубежного инвестирования в модернизацию российского ледокольного флота и его терминалов нет и пока не предвидится. Похоже, до тех пор, пока Севморпуть не будет денационализирован?
Кстати, в последний раз проблема Северного морского пути в рамках упомянутой программы обсуждалась на межгосударственной конференции стран-участниц в ноябре 1999 года в Осло. Российская сторона предложила активнее инвестировать в развитие этой артерии, ибо вблизи нее - крупнейшие в мире месторождения нефти, газа, другого сырья.
Но представители Норвегии, Канады и Японии критиковали условия обеспечения мореплавания, действующие в настоящее время на СМП, особенно ставки ледокольного сопровождения, предлагаемые Россией. Там же прозвучали выступления `оппонентов` в пользу изменения статуса СМП.
Томас Паттерсон, вице-президент компании Canarctic Shipping, подразделения канадской корпорации Fednav, комментируя возможные риски плавания в российской Арктике, среди основных назвал неготовность России предоставить ледокол в нужное время в нужном месте.
`К высоким рискам при прохождении по СМП судовладельцы относят также пограничные и таможенные формальности в российских портах, информационное обеспечение мореплавания в российской части Арктики. Без изменений в этих областях Северный морской путь никогда не станет альтернативой другим международным маршрутам`, - заявил на той же конференции Рольф Сэтер, генеральный директор Норвежской ассоциации судовладельцев, которая является `соспонсором` программы INSROP.
|