Премьерный показ художественного фильма Александра Сокурова `Александра` состоялся в Михайловском театре оперы и балета.
Это может показаться странным. Но только на первый взгляд, потому что все абсолютно закономерно. Почти 65 лет тому назад в этот театр, называвшийся Малым оперным, или проще - Малеготом, пришла послушать оперу Чайковского `Пиковая дама` Галина Вишневская. Это было первое посещение оперы будущей знаменитой певицей. В блокадном городе, в промерзшем зале... Потом она пришла на эту сцену уже как актриса.
Роль бабушки российского офицера - это своего рода третий приход в стены знаменитого театра в разных ипостасях. В фильме `Александра` Галина Вишневская впервые предстала как серьезная драматическая артистка. Хотя когда-то, по ее признанию, она сыграла в фильме `Провинциальный бенефис` роль примадонны. Но это была не драматическая роль. Здесь же нет никакого намека на пение. Это фильм-настроение, фильм-размышление. Фильм о войне без войны. Его снимали в Чечне, панорамы Грозного и Ханкалы - естественны, и оттого правдивость происходящего делается пронзительней. Хотя на экране нет ни выстрелов, ни раненых, ни убитых. Все это - за кадром.
Фильм полностью держится на героине Вишневской. И неудивительно. Сокуров писал сценарий `Александры` специально для певицы, в драматическом таланте которой был уверен. Этот фильм, по его словам, стал `знаком любви и уважения к выдающейся актрисе и великому гражданину России`.
|