Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Как прожить взаймы до оплаты по контрактам - ЭиВ N 45 (680)
ФИНАНСЫ
Как прожить взаймы до оплаты по контрактам
No. 45 (680) 26.11.2007
Андрей ЛАЗАРЕВ
Мода на факторинг достигла российских регионов в 2005-2006 гг. Сегодня она продвигается как один из инструментов взамен банковского кредитования: лизинг предлагают при покупке основных средств, а факторинг - при финансировании оборотного капитала.

В СЗФО рынок факторинга сосредоточен, прежде всего, в Петербурге. Среди других субъектов Федерации в регионе можно выделить Мурманскую, Новгородскую и Калининградскую области.

Смысл факторинга - в покупке банком прав требования к должнику. В случае возникновения проблем у заемщика недоимку взыскивают с покупателей его продукции: они переводят средства не продавцу, а банку (финансовой компании), который приобретает счета-фактуры предприятий. Для получения солидной суммы в долг достаточно иметь надежных партнеров по бизнесу.



Вариант доступный, но недешевый



По факторинговой схеме предприятие способно получить значительно больше средств, чем по кредиту: в первом случае ему предложат сумму, которая может оказаться больше объемов текущего оборота предприятия, а во втором - не более чем 30% от среднемесячного оборота (по банковскому счету). Недостаток факторинга - оборотная сторона его доступности: ставки по нему выше кредитных.

Как говорят аналитики, лизинг - для приобретения оборудования, кредит - для покрытия кассовых разрывов, а факторинг - для увеличения объемов продаж.

Например, когда в группе `Роспайп` запланировали региональную экспансию по сбыту своей продукции (труб для инженерных систем), то в первую очередь активизировали работу с беззалоговыми инструментами: документарными кредитами и факторингом. А уже затем задумались о размещении облигационных займов.

На конференции `Факторинг - мощный инструмент развития бизнеса`, которая прошла весной 2007 года в Мурманске, представители МФК `ТРАСТ` отмечали, что факторинговый рынок движется в регионе вслед за развитием филиальных сетей банков и финансовых компаний.

Это своего рода индикатор роста сбытовых сетей предприятий, а его предвестником, в свою очередь, нередко становится активизация маркетинговых подразделений. В таком случае можно считать, что факторинг используется предпринимателями еще и для оптимизации рисков, связанных с увеличением сети и длины цепочек продаж.

В международной факторинговой ассоциации International Factors Group утверждают, что факторинг - своего рода обходная (`квазикредитная`) схема финансирования, которая позволяет должнику не афишировать свои обороты. Поэтому этот инструмент пригоден не только для развития бизнеса, но и для преодоления временного кризиса на предприятии.



Рост с поправками на обстоятельства



В 2006 году объем рынка факторинга в РФ удвоился и достиг $11 млрд. При этом 70% роста обеспечили три его участника: Промсвязьбанк, банк `Петрокоммерц` и ФК `Еврокоммерц`. По прогнозам, в 2007-м рынок также увеличится. Одни аналитики утверждают, что он снова удвоится (до $22 млрд). По мнению специалистов ФК `Еврокоммерц`, к 2009 году он может составить $70 млрд. По более смелым прогнозам - превысит $90 млрд.

Однако другие эксперты полагают, что рынок факторинга снова удвоится по отношению к 2006-му только в 2008 году. Пессимисты отмечают ряд факторов, которые нельзя не принимать во внимание.

Во-первых, на Западе до 70% всей `дебиторки` обслуживается факторинговыми компаниями. В РФ до такой планки еще далеко.

Во-вторых, нелишне вспомнить характер развития отечественного рынка лизинга: на первоначальном этапе на нем также наблюдался взлет, а затем последовали приливы и отливы в темпах роста. В-третьих, динамика развития услуги взаимосвязана с величиной ставок факторинга. Если они снизятся до уровня, сопоставимого с величиной кредитов, то рынок, безусловно, ускорится в развитии. А если нет - тогда нет и особых поводов для оптимизма.

В Северо-Западной лизинговой ассоциации отметили еще один фактор: выбор механизмов финансирования предпринимателями зависит также от нюансов российского законодательства - то есть как оно будет меняться и как его станут трактовать налоговые органы.

Пока все эти индикаторы указывают на непростую ситуацию. Наверное, не случайно в 2007 году кредитные портфели ряда банков росли быстрее факторинговых. Скажем, в петербургском филиале НОМОС-Банка за 9 месяцев эти показатели с начала года составили соответственно +53% и +20%. В Промсвязьбанке за I полугодие разрыв оказался еще заметнее: +60% и +24,5%.



Инновации на пользу клиентам



Стоимость факторинговых услуг зависит от оборота и количества транзакций. Обороты растут. И это хорошо. Но основной прирост идет за счет средних и малых компаний. Потому величина разовой сделки, как и на рынке лизинга, снижается. А значит - трудоемкость обслуживания контрактов и риски реализации факторинговых схем увеличиваются.

Вместе с тем, на региональных рынках факторинга усиливается конкуренция. В СЗФО поначалу эти услуги оказывал ограниченный круг крупных игроков. А теперь их много. В Петербурге свое место под солнцем завоевали МФК `ТРАСТ`, НОМОС-банк, МДМ-банк, Москоммерцбанк, Промсвязьбанк, банк Петрокоммерц, АКБ `СОЮЗ`.

Следом за ними идут новые участники рынка. В частности, осенью 2007 года факторинговые услуги стал оказывать в городе на Неве МДМ-Банк. В свою очередь, некоторые петербургские компании стали активнее проникать в другие регионы РФ. Скажем, программами петербургского Агентства кредитного обеспечения можно воспользоваться в Казани. Такие рокировки помогают сбалансировать рынок.

Свободных ниш остается все меньше. И в Петербурге игроки вынуждены совершенствовать линейки программ. В 2007-м, в частности, предложили новые продукты в МДМ-Банке - в составе акции для малого и среднего бизнеса. В Москоммерцбанке - в дополнение к его кредитным программам. В ВТБ - в рамках развития партнерства с Национальной факторинговой компанией.

В МКБ создали особую программу для малого бизнеса. В банке `Авангард` пропагандируют новую факторинговую программу как разновидность `беспроцентной рассрочки платежа`.



Структура потребителей факторинга,

% от всех сделок в этом сегменте

Пищевая промышленность - 33%

Приборостроение, производство бытовой

и компьютерной техники - 16%

Химия и нефтехимия - 12%

Легкая промышленность - 5%

Остальные отрасли - 34%

Источник: данные компаний



Мнения специалистов



Роман Огоньков,

первый заместитель председателя правления

Национальной факторинговой компании:

- По сути, факторинг - это, прежде всего, инструмент, обеспечивающий рост продаж без риска увеличения просроченной задолженности покупателей. При факторинге не требуется оформление такого множества документов, как при кредите. Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры. Кредит требует погашения в строго определенный срок, а факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара и находится в обороте у поставщика до тех пор, пока он осуществляет отгрузки. Одно из основных преимуществ факторинга в том, что он не требует залога, и за счет этого упрощается привлечение оборотных средств.

Может ли факторинг повлиять на увеличение продаж продукции у клиента? Безусловно. Компания, наш клиент - производитель и оптовый торговец профессиональной одежды для медицины, строительства, промышленности, транспорта, охранных предприятий - была образована в конце 2005 года. Трудностей была масса, однако менеджмент обратился к нам за решением проблемы, связанной с нехваткой оборотных средств. На момент заключения договора лимит финансирования составлял около 2,5 млн руб., сегодня речь идет о 25 млн руб., то есть менее чем за год продажи выросли более чем в 10 раз. Наш клиент планирует увеличить объем продаж до 35 млн руб. за счет привлечения новых покупателей в регионах, используя поручительство за неизвестных дебиторов и прибегая к финансированию в случае, если этот неизвестный дебитор не платит по окончании отсрочки.

На рынке сейчас `перебор` неквалифицированных игроков, не имеющих долгосрочной стратегии развития - по числу заявленных участников рынка впереди нас только США и Бразилия. Именно по этой причине наблюдается тенденция к снижению средней ставки за сервис по рынку, поскольку практически все вновь появляющиеся игроки пытаются строить бизнес на основе ценовой конкуренции.

В среднесрочной перспективе, особенно в условиях продолжающегося кризиса ликвидности, поток доходов компаний, недостаточно инвестировавших в риск-менеджмент и технологии, перестанет покрывать поток потерь. Скорее всего, рынок ждет коррекция в части числа участников, основную долю рынка будут контролировать компании, способные строить бизнес на экономически эффективных моделях и обладающих хорошо диверсифицированной продуктовой линейкой.



Виктор Носов,

директор департамента факторинговых операций

Промсвязьбанка:

- Альтернативой факторингу могут выступать торговое финансирование, краткосрочное кредитование, овердрафт, цессия. Доводы в пользу факторинга, в сравнении с кредитными продуктами: отсутствие традиционного залогового обеспечения или поручительства, нет дополнительных расходов на оформление залогового обеспечения, нет необходимости поддержания оборотов по расчетному счету.

Для погашения кредита поставщик, как правило, мобилизует все свои оборотные активы, в то время как при факторинге финансирование погашается из платежа дебитора. При факторинге размер финансирования увеличивается с ростом объемов продаж, факторинг улучшает структуру баланса (снижается размер дебиторской задолженности и, как следствие, кредиторской задолженности).

Безусловно, факторинг способствует росту продаж. Это оптимальное решение для тех компаний, которые, исчерпав возможности кредитования, по-прежнему нуждаются в пополнении оборотных средств.

Факторинг продолжает активно развиваться, в том числе - в регионах. Ограниченность региональных рынков ведет поставщиков к агрессивной конкурентной политике, которая предполагает осуществление продаж на условиях отсрочки платежа - более привлекательных для покупателей.

Региональные клиенты не избалованы обилием доступных источников финансирования, поэтому факторинг для них наиболее привлекателен. Анализ российского рынка факторинга в первом полугодии 2007 г. подтверждает активную его экспансию в регионы. Растет доля региональных клиентов и объем сделок, осуществленных с региональными компаниями. В частности, доля Северо-Западного федерального округа (в том числе Петербург) по количеству обслуживаемых клиентов составляет 14%, по объему сделок - 11,5% от общих показателей рынка.

Соотношение показателей показывает, что факторинг в регионах активно используется малым и средним бизнесом. Развитие факторинга в регионах - одна из стратегических целей ОАО `Промсвязьбанк`. В 2008 году по СЗФО мы планируем увеличить объемы факторинговых операций в 2 раза, по сравнению с аналогичным показателем текущего года.







Другие материалы рубрики
ФИНАНСЫ
29.12.08«Московский капитал» пытаются спасти
29.12.08Лучше не рисковать
29.12.08Волшебная карта
С 1 января 2009-го Россия вступает в международную систему «Зеленая карта» (Green Card)
29.12.08Новости рынка
29.12.08Что ждет финансовый рынок в 2009 году?
29.12.08«Дна» мы все еще не достигли
29.12.08Долг строителей платежом красен
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru