Первыми продемонстрировали такой подход к внедрению IT-технологий ритейлеры: сетевым компаниям после поглощения ими торговых предприятий пришлось столкнуться с лоскутным одеялом программных продуктов, которые было необходимо свести воедино, чтобы замкнуть множество логистических цепочек в одном месте - на один центр управления потоками товаров. В таком случае легче контролировать работу филиалов и можно снизить суммарные издержки.
Поиск новых партнеров
Поставщики ERP-систем со временем поняли, что не в состоянии объять необъятное, встроив в свои продукты самые разные модули учета и контроля. И стали искать партнеров, чтобы интегрировать в базовую модель хотя бы часть тех специализированных приложений, к которым привыкли пользователи.
Таких приложений становилось все больше. В последнее время к ним добавились системы управления складской логистикой (WMS). В том числе - сложные, со множеством терминальных станций, замкнутых между собой каналами беспроводной связи.
При этом каждый из поставщиков шел своим путем. В частности, в компании SAP создали линейку масштабируемых ERP-систем. И этим стали привлекать новых клиентов, среди которых сегодня немало ритейлеров. В Oracle сделали ставку на совместимость со многими уже имеющимися программами. Говоря образно, компьютерная среда, создаваемая Oracle, способна `поглощать` эти бизнес-решения, впитывать из них данные и обрабатывать по заданной технологии.
В этом плане продукты Microsoft Dynamics (линейка, сменившая известный ряд под маркой Microsoft Axapta) и G.O.L.D. (Aldata) менее гибкие, но у первой системы это компенсируется многогранной системой настроек, а у второй - особенностями архитектуры для создания комплексных продуктов для управления предприятием. В результате они также способны `общаться` с другими программными продуктами.
Например, в петербургской сети книжных магазинов `Буквоед` для управления товаропотоками используют модуль Microsoft Dynamics AX, а финансы, бухгалтерия и служба кадров по-прежнему работают на платформе `1С: Предприятие`, что не мешает ERP-системе конвертировать данные.
Виртуальные повороты
Аналогичный подход оказался востребованным не только у сетевых торговых компаний, но и на промышленных предприятиях. Ведь он позволяет существенно снизить затраты на автоматизацию бизнес-процессов. По крайней мере, на переходном этапе. Потому что как только у предприятий появляются дополнительные ресурсы, они нередко предпочитают унифицировать используемые модули, расширяя возможности ERP-систем. Тем более что их поставщики готовы предлагать все новые варианты своих блоков. Их внедрение сдерживает высокая стоимость подобных услуг.
В последнее время на Западе в крупном бизнесе продвинулись значительно дальше, чем в России, внедряя, кроме ERP-систем, целую палитру АСУ предприятием - CRM, DWH, OLAP. Их отличает более глубокая интеграция с Интернет-технологиями, что усложняет строительство таких сетей. Нередко компании вынуждены передавать обслуживание таких систем в аутсорсинг: нет смысла содержать армию программистов и системных администраторов.
Новые стратегии и игроки
В целом 2007 год для поставщиков АСУ предприятием на рынке Северо-Запада РФ выдался удачным: по разным оценкам, продажи выросли на 30-60%. Однако заметим, что в рейтинги попадают, как правило, денежные обороты. И на итоговые результаты сильно влияет то, что клиенты нередко меняют старые решения на новые, более сложные. Если же оценивать общее количество инсталляций ERP-систем там, где их раньше не было, то результаты получатся довольно скромные.
Исследований много, но точных данных об архитектуре установленных в компьютерных сетях предприятий разных программных продуктов нет. По косвенным оценкам, речь может идти всего о нескольких десятках инсталляций в год там, где таких систем ранее не было. Дело в том, что число терминалов в компьютерных сетях компаний в СЗФО прирастает слишком медленно.
Модернизация в основном направлена на расширение ресурсов старых рабочих мест. При этом, естественно, будут переустановлены многие программы. В том числе - базовые. Нередко это выдается за внедрение ERP-систем, в действительности, скорее всего, инсталлируются лишь некоторые их компоненты.
Но даже такая структура продаж должна обеспечить вендорам в итоге многомиллиардные обороты. И эти обороты, судя по прогнозам, будут расти еще в течение 5-6 лет.
В этом нет ничего удивительного: оценки строятся на анализе инвестиционной активности в регионе. Только если в 2006-2007 гг. самые аппетитные заказы поступили от торговых компаний, то завтра значительную часть оборотов обеспечат предприятия машиностроения, которые вводят в эксплуатацию новые производственные мощности. Потому можно говорить о приросте выручки поставщиков IT-решений до 2010 года в среднем на 40%.
Остается заметить, что в 2005-м эксперты прогнозировали рост рынка в 2006-2007 гг. на уровне 25-30%. Как видим, в реальности динамика развития оказалась выше. Причина, как можно предположить, простая: оценивался потенциал продуктовых продаж (собственные разработки компаний). А дополнительную прибавку обеспечили во многом технологические продажи (включение в брэндированный продукт `чужих` компонентов).
В дальнейшем не исключено, что свои поправки в структуру продаж внесут новые для регионального рынка игроки. Так, совершенно неожиданно фирма `Фармакор` для автоматизации управления сетью аптек остановила выбор на CRM-решении компании `БМикро`, а лизинговая компания ЗАО `Компетенс-Лизинг` для разработки комплексного CRM-проекта выбрала своим партнером Terrasoft...
|