За I полугодие 2007 года лизинговых сделок проведено на сумму $16 млрд, в том числе по автотранспорту - более $3 млрд. То есть сегмент легкового и грузового автотранспорта составил около 20% совокупного объема рынка. В прошлом году, по данным Северо-Западной лизинговой ассоциации, транспортные средства заняли большую долю в портфелях компаний - 30,89% (в 2005-м - 26,4%). О результатах исследований этого сегмента рынка рассказал вице-президент СЗЛА, генеральный директор `Петербургской лизинговой компании` Дмитрий Горизонтов
- Дмитрий Валерьевич, действительно ли рынок автотранспорта длительное время находится на подъеме?
- Да, это один из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка. Между тем, еще два года назад там наблюдался застой. После того как в России улучшилась экономическая ситуация, многие банки стали активно развивать и продвигать автокредитование. Именно сюда сместился интерес потребителей.
Позже лизинговые компании тоже начали заниматься маркетингом в этой области. Появилась необходимость в расширении набора услуг. И в итоге объемы лизинговых сделок увеличились. Эта тенденция пока сохраняется.
- Какие преимущества лизинга автотранспорта вы бы выделили?
- Достаточно лояльные требования к заемщикам: простой пакет документов, отсутствие необходимости предоставлять дополнительные залоги, быстрое принятие решения о проведении сделки. Есть преференции по налогам, в частности, не надо платить налог на имущество, также допускается ускоренная амортизация. Это важно для автотранспорта, где многие модели быстро устаревают.
- По статистике, на Северо-Западе свыше 90% компаний - универсальные. А почти у четверти из них присутствуют сделки по автотранспорту. Есть ли специализированные лизинговые компании по автотранспорту?
- Я бы к таким отнес две компании - Carcade и Europlan. У других автотранспорт является одним из видов деятельности.
- Лизинг автотранспорта развивается и, наверное, происходит внедрение новых технологий. Не могли бы перечислить хотя бы некоторые из них?
- Некоторые компании предлагают сервисные услуги, как по лизингу, так и по обслуживанию предмета сделки. Это когда компания берет на себя расходы по оплате бензина, страхованию, ремонту, замене колес, поставке ЗИПа, по предоставлению стоянки.
Если посмотреть на этот сервис с экономической точки зрения, то окажется, что он сопряжен со значительной административной нагрузкой. Необходимо специально держать для этого людей, которые бы вели учет бензина, колес и так далее. В нашей компании нет такого сервиса. Мы предпочитаем сосредотачиваться на более важных вещах.
- Неужели спрос на лизинг автотранспорта обеспечивает только реклама этих услуг?
- Есть, конечно, и другие предпосылки, например, скидки. Клиент приходит в автосалон, а ему, если речь идет о банковском кредите, салон дает скидку 2-3%. Лизинговая компания машины покупает оптом, поэтому она может предложить другую скидку. Клиент, сравнивая затраты, понимает, что лизинг дешевле, чем кредит.
- В некоторых случаях компании предлагают совершить сделку под нулевую ставку. Действительно можно купить в лизинг так дешево?
- У автодилеров есть скидки. Автопроизводители также предлагают скидки на свою продукцию. Иногда это оборачивается почему-то нулевой ставкой, что неверно. Такие предложения вводят в заблуждение клиентов. Фактически речь идет о маркетинговом ходе, и ни о чем больше. По нулевым ставкам кредитов банков ФАС разобралась, а до лизинговых компаний, очевидно, еще не дошли руки.
- На какие цели сегодня с помощью лизинга покупают транспорт?
- Я бы назвал две цели: для коммерческого использования и для поощрения своих сотрудников.
|