Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Лизинг под шорох шин - ЭиВ N 44 (679)
ФИНАНСЫ
Лизинг под шорох шин
No. 44 (679) 19.11.2007
Андрей ЛАЗАРЕВ
Сегодня в конкуренции на рынке выигрывают те лизингодатели, которые умеют находить гибкие схемы обслуживания лизинговых сделок
Рынок лизинга развивается, как мы и прогнозировали, приливами и отливами. Если весна и лето были отмечены всплеском обращений клиентов по поводу лизинговых сделок, то последние два месяца на рынке наблюдается некоторое затишье. Особенно в небольших лизинговых компаниях. Больше всего отлив затронул сектор промышленного оборудования. И меньше - автолизинга.

Однако замедление темпов роста в этом сегменте в 2007 году также заметны: если в 2006 году они достигали 40% (по другим данным - 50-70%), по сравнению с 2005-м, то сегодня этот показатель прогнозируется на уровне около 30% (по другим данным - 40-50%) по отношению к 2006-му. Для этого есть ряд причин. Одна из них - общая ситуация в регионе.

Предприятия вынуждены тратить огромные средства на модернизацию. Это отражается на их общем состоянии. Как следствие - эксперты финансового рынка предупреждают банки и, соответственно, зависимые от них лизинговые компании о росте рисков по обслуживанию лизинговых сделок. И ситуация на рынке сегодня резко изменилась. Если весной ставки на услуги лизинговых компаний и их требования к лизингополучателям слегка уменьшились, то теперь они ощутимо растут.



Гибкий подход к клиентам



Выигрывают сегодня те лизингодатели, которые умеют находить гибкие схемы обслуживания лизинговых сделок. В частности, именно благодаря этому в Петербурге сформировался устойчивый круг компаний, в которых выделили автолизинг как приоритетное направление деятельности. Это, в первую очередь, - Carcade, Europlan и `Стоун-XXI`. Считается, что именно они удерживают в этом сегменте наиболее прочные позиции.

И это неудивительно. В Carcade, например, предлагают два очень заманчивых для клиентов лизинговых продукта `Лизинг 0%` и экспресс-лизинг.

По сути, в данном случае, используют ритейловые `фишки`, позаимствованные у банков, где уже давно опробованы беспроцентные потребительские кредиты и экспресс-кредиты. Разница в том, что при лизинговых схемах скидку, в которую закладываются проценты по финансированию, клиенту предоставляет поставщик товара или дилер, а не магазин, как при потребительском кредитовании. Иными словами: свое вознаграждение лизинговая компания получает не от клиента, которому, соответственно, не нужно переплачивать за товар.

Больше всего система предоставления льгот развита у представителей мирового автопрома, которые реализуют свою продукцию напрямую через автосалоны. Как правило, с их помощью зарубежные производители стимулируют продажи определенных видов автомобилей. Это могут быть и грузовики, и `легковушки`.

На первых порах `бонусы` перекладывали сначала через доверенные банки автоконцернов на Западе, потом через их партнерские банки в РФ и, наконец, дело доходило до лизинговых компаний. Понятно, что на каждом этапе снималась маржа, и клиенту доставалась лишь небольшая скидка.

Постепенно стали формироваться прямые схемы, позволившие в итоге получить более привлекательные условия автолизинга.



Ниш много, но все они заняты



При кажущейся высокой степени соперничества между компаниями за клиентов на самом деле рынок Северо-Запада в сегменте автолизинга становится скорее структурированным, чем конкурентным. Например, компании `Автолизинг`, `ПЛ-лизинг` - вроде бы конкуренты, когда речь заходит о приобретении легковых автомобилей.

Но в действительности начинает проявляться множество сопутствующих сделкам нюансов, вытекающих из взаимоотношений между автосалонами, банками и страховыми компаниями, которые образуют своеобразные пулы. И нередко у клиента, если он хочет приобрести машину определенной марки, выбор остается небогатый. Он еще меньше, если автомобиль потом эксплуатируют не в Петербурге, а в других субъектах СЗФО.

Если понадобится срочный кредит, то обстоятельства могут сложиться так, что придется обращаться не к ним, а, скажем, в `Экспресс лизинг`, если потребуется срочное оформление сделки.

Аналогично - в сфере грузовиков и спецтехники. Теоретически ими занимаются в `Интерлизинге`, `Райффайзен-Лизинге` и в `Лизинговой компании `КамАЗ`. Однако если коснется спецтехники, то клиент, скорее всего, предпочтет `Интерлизинг`. Если понадобятся импортные автофуры, то - `Райффайзен-Лизинг`. А если отечественные грузовики и навесное оборудование к ним, то - `Лизинговую компанию `КамАЗ`.

Когда приобретают новый пассажирский транспорт, перевозчики нередко обращаются в `Петербургскую лизинговую компанию`. А когда предстоит сделка с бывшим в употреблении подвижным составом, то - в `Политронику`. Потому что схемы лизинга предлагаются разные.

Впрочем, сегментирование лизинговых компаний по видам автотранспорта - вещь неблагодарная. Потому что практически все они, продвигая специализированные продукты, рассчитанные на определенные схемы поставок, не упускают при случае перетянуть на свою сторону и новых клиентов. Как правило, тут исходят прежде всего из необходимости диверсификации инвестпортфелей, чтобы не было в один период густо, а потом - пусто.

Кроме того, часто на Северо-Западе предприятия предпочитают комплексные услуги, за один заход намереваясь приобрести и промышленное оборудование, и автотранспорт.

Таким способом менеджеры экономят время на подготовку пакета документов, который требуется при заключении лизинговых сделок и заодно экономят средства на услуги консультантов.

Это отчасти объясняет, почему, например, в компаниях `ЗЕСТ`, `Балтийский лизинг`, `Глобус лизинг`, `Евро Лизинг`, `Компетенс лизинг`, `Карельская лизинговая компания` предпочитают не выпячивать автолизинг в своей деятельности, хотя он и занимает солидную долю в их портфеле.

А что касается более глубокой специализации лизинговых сделок, то соотношение между контрактами на поставки легковых автомобилей, пассажирского и грузового подвижного состава, спецтехники, вместе с навесным оборудованием к ним и прицепами, год от года колеблется. Тут многое зависит от маркетинговой стратегии менеджеров лизинговых компаний.

Среди игроков российского масштаба в сегменте автолизинга эксперты называют компании `РТК-Лизинг`, `Магистраль-Финанс`, `Уралсиб` и `Ханса Лизинг`. Они также стремятся к проникновению на рынок Северо-Запада.



Локомотив бизнеса



В целом на рынке автолизинга Северо-Запада действуют около 130 компаний, оказывающих подобные услуги. По исследованиям компании SMART Business Solutions, по лизинговым схемам приобретается каждый третий автомобиль. По данным `Лизинговой компании `КамАЗ`, - только каждый четвертый. Самый нижний порог назван в одном из печатных изданий без ссылки на источник - 20%.

Такой разнобой в оценках можно объяснить тем, что в учет попадает информация по разным типам машин. Но сам по себе факт говорит о том, что рынок в целом пока нельзя назвать прозрачным.

Точно так же в оценках объемов сделок. Эксперты сходятся только в одном: автолизинг по-прежнему остается локомотивом для развития лизингового бизнеса в целом и по объемам начинает составлять серьезную альтернативу автокредитам. А по темпам роста автолизинга Петербург занимает одно из лидирующих мест в РФ.



Доля продаж автотранспорта в лизинг (% от всех сделок)



2006 г. - 25,4%

2007 г.* - 26,8%

2008 г.* - 27,7%

2009 г.* - 28,1%

2010 г.* - 28,6%

*- Прогноз

Источник: данные компаний





Другие материалы рубрики
ФИНАНСЫ
29.12.08«Московский капитал» пытаются спасти
29.12.08Лучше не рисковать
29.12.08Волшебная карта
С 1 января 2009-го Россия вступает в международную систему «Зеленая карта» (Green Card)
29.12.08Новости рынка
29.12.08Что ждет финансовый рынок в 2009 году?
29.12.08«Дна» мы все еще не достигли
29.12.08Долг строителей платежом красен
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru