Рынок лизинга развивается, как мы и прогнозировали, приливами и отливами. Если весна и лето были отмечены всплеском обращений клиентов по поводу лизинговых сделок, то последние два месяца на рынке наблюдается некоторое затишье. Особенно в небольших лизинговых компаниях. Больше всего отлив затронул сектор промышленного оборудования. И меньше - автолизинга.
Однако замедление темпов роста в этом сегменте в 2007 году также заметны: если в 2006 году они достигали 40% (по другим данным - 50-70%), по сравнению с 2005-м, то сегодня этот показатель прогнозируется на уровне около 30% (по другим данным - 40-50%) по отношению к 2006-му. Для этого есть ряд причин. Одна из них - общая ситуация в регионе.
Предприятия вынуждены тратить огромные средства на модернизацию. Это отражается на их общем состоянии. Как следствие - эксперты финансового рынка предупреждают банки и, соответственно, зависимые от них лизинговые компании о росте рисков по обслуживанию лизинговых сделок. И ситуация на рынке сегодня резко изменилась. Если весной ставки на услуги лизинговых компаний и их требования к лизингополучателям слегка уменьшились, то теперь они ощутимо растут.
Гибкий подход к клиентам
Выигрывают сегодня те лизингодатели, которые умеют находить гибкие схемы обслуживания лизинговых сделок. В частности, именно благодаря этому в Петербурге сформировался устойчивый круг компаний, в которых выделили автолизинг как приоритетное направление деятельности. Это, в первую очередь, - Carcade, Europlan и `Стоун-XXI`. Считается, что именно они удерживают в этом сегменте наиболее прочные позиции.
И это неудивительно. В Carcade, например, предлагают два очень заманчивых для клиентов лизинговых продукта `Лизинг 0%` и экспресс-лизинг.
По сути, в данном случае, используют ритейловые `фишки`, позаимствованные у банков, где уже давно опробованы беспроцентные потребительские кредиты и экспресс-кредиты. Разница в том, что при лизинговых схемах скидку, в которую закладываются проценты по финансированию, клиенту предоставляет поставщик товара или дилер, а не магазин, как при потребительском кредитовании. Иными словами: свое вознаграждение лизинговая компания получает не от клиента, которому, соответственно, не нужно переплачивать за товар.
Больше всего система предоставления льгот развита у представителей мирового автопрома, которые реализуют свою продукцию напрямую через автосалоны. Как правило, с их помощью зарубежные производители стимулируют продажи определенных видов автомобилей. Это могут быть и грузовики, и `легковушки`.
На первых порах `бонусы` перекладывали сначала через доверенные банки автоконцернов на Западе, потом через их партнерские банки в РФ и, наконец, дело доходило до лизинговых компаний. Понятно, что на каждом этапе снималась маржа, и клиенту доставалась лишь небольшая скидка.
Постепенно стали формироваться прямые схемы, позволившие в итоге получить более привлекательные условия автолизинга.
Ниш много, но все они заняты
При кажущейся высокой степени соперничества между компаниями за клиентов на самом деле рынок Северо-Запада в сегменте автолизинга становится скорее структурированным, чем конкурентным. Например, компании `Автолизинг`, `ПЛ-лизинг` - вроде бы конкуренты, когда речь заходит о приобретении легковых автомобилей.
Но в действительности начинает проявляться множество сопутствующих сделкам нюансов, вытекающих из взаимоотношений между автосалонами, банками и страховыми компаниями, которые образуют своеобразные пулы. И нередко у клиента, если он хочет приобрести машину определенной марки, выбор остается небогатый. Он еще меньше, если автомобиль потом эксплуатируют не в Петербурге, а в других субъектах СЗФО.
Если понадобится срочный кредит, то обстоятельства могут сложиться так, что придется обращаться не к ним, а, скажем, в `Экспресс лизинг`, если потребуется срочное оформление сделки.
Аналогично - в сфере грузовиков и спецтехники. Теоретически ими занимаются в `Интерлизинге`, `Райффайзен-Лизинге` и в `Лизинговой компании `КамАЗ`. Однако если коснется спецтехники, то клиент, скорее всего, предпочтет `Интерлизинг`. Если понадобятся импортные автофуры, то - `Райффайзен-Лизинг`. А если отечественные грузовики и навесное оборудование к ним, то - `Лизинговую компанию `КамАЗ`.
Когда приобретают новый пассажирский транспорт, перевозчики нередко обращаются в `Петербургскую лизинговую компанию`. А когда предстоит сделка с бывшим в употреблении подвижным составом, то - в `Политронику`. Потому что схемы лизинга предлагаются разные.
Впрочем, сегментирование лизинговых компаний по видам автотранспорта - вещь неблагодарная. Потому что практически все они, продвигая специализированные продукты, рассчитанные на определенные схемы поставок, не упускают при случае перетянуть на свою сторону и новых клиентов. Как правило, тут исходят прежде всего из необходимости диверсификации инвестпортфелей, чтобы не было в один период густо, а потом - пусто.
Кроме того, часто на Северо-Западе предприятия предпочитают комплексные услуги, за один заход намереваясь приобрести и промышленное оборудование, и автотранспорт.
Таким способом менеджеры экономят время на подготовку пакета документов, который требуется при заключении лизинговых сделок и заодно экономят средства на услуги консультантов.
Это отчасти объясняет, почему, например, в компаниях `ЗЕСТ`, `Балтийский лизинг`, `Глобус лизинг`, `Евро Лизинг`, `Компетенс лизинг`, `Карельская лизинговая компания` предпочитают не выпячивать автолизинг в своей деятельности, хотя он и занимает солидную долю в их портфеле.
А что касается более глубокой специализации лизинговых сделок, то соотношение между контрактами на поставки легковых автомобилей, пассажирского и грузового подвижного состава, спецтехники, вместе с навесным оборудованием к ним и прицепами, год от года колеблется. Тут многое зависит от маркетинговой стратегии менеджеров лизинговых компаний.
Среди игроков российского масштаба в сегменте автолизинга эксперты называют компании `РТК-Лизинг`, `Магистраль-Финанс`, `Уралсиб` и `Ханса Лизинг`. Они также стремятся к проникновению на рынок Северо-Запада.
Локомотив бизнеса
В целом на рынке автолизинга Северо-Запада действуют около 130 компаний, оказывающих подобные услуги. По исследованиям компании SMART Business Solutions, по лизинговым схемам приобретается каждый третий автомобиль. По данным `Лизинговой компании `КамАЗ`, - только каждый четвертый. Самый нижний порог назван в одном из печатных изданий без ссылки на источник - 20%.
Такой разнобой в оценках можно объяснить тем, что в учет попадает информация по разным типам машин. Но сам по себе факт говорит о том, что рынок в целом пока нельзя назвать прозрачным.
Точно так же в оценках объемов сделок. Эксперты сходятся только в одном: автолизинг по-прежнему остается локомотивом для развития лизингового бизнеса в целом и по объемам начинает составлять серьезную альтернативу автокредитам. А по темпам роста автолизинга Петербург занимает одно из лидирующих мест в РФ.
Доля продаж автотранспорта в лизинг (% от всех сделок)
2006 г. - 25,4%
2007 г.* - 26,8%
2008 г.* - 27,7%
2009 г.* - 28,1%
2010 г.* - 28,6%
*- Прогноз
Источник: данные компаний
|