На экспозиции представлено более 40 произведений из коллекций Русского музея, Третьяковской галереи, музея-заповедника `Петергоф` и музея изобразительных искусств Калуги. Сенсацией выставки являются впервые выставленные 8 поздних работ художницы из частного собрания.
Кто видел хоть раз работы Зинаиды Серебряковой `За туалетом`, `Баня`, `Купальщица`, тот уже никогда их не забудет и ни с чем не перепутает. У них есть свое обаяние: незабываемы сияющая легкость и даже озорство в написании обнаженки. Ведь героиней всех трех упомянутых работ является сама художница. И, по-видимому, ее совершенно не смущал тот факт, что она предстает перед публикой то в утреннем неглиже, то совершенно раздетой.
Серебрякова, обладавшая удивительным даром передавать особую пластику женского тела, его красоту и грацию, не уставала воспевать его всю свою жизнь.
Поводом для открытия нынешней выставки послужила находка, ставшая сенсацией. Это - 8 монументальных работ Серебряковой из `мануарского` цикла, написанных художницей в 1936 году в эмиграции по заказу барона де Броуэра для виллы `Мануар де Реле` в Бельгии. На панно изображены четыре нимфы и четыре аллегории стран мира, рассказывающие о профессиональной деятельности барона - покровителя искусств, юриста и промышленника.
Считалось, что эти уникальные работы погибли в годы Второй мировой войны. Но благодаря московской галерее `Триумф` и его руководителю Емельяну Захарову полотна были найдены и спасены. Пришлось даже провести долгое и трудное расследование, приобретавшее порой детективно-курьезные черты.
Наследницей бесценных работ Серебряковой оказалась 84-летняя дама, защищал интересы которой 92-летний адвокат. Поскольку он, как и его клиентка, были не совсем здоровы, то это безумно затрудняло переговоры. В итоге с начала поисков и до приезда картин в Россию ушло 5 лет. Все это время `серебряковские красавицы` лежали в подвале бывшей виллы барона, съедаемые плесенью.
Александр Минин - реставратор высшей категории, заведующий сектором большемерных картин ГРМ, сообщил, что очень редко холсты поступают к ним в столь удручающем состоянии. Реставрационные мастерские Русского музея совершили настоящее чудо - полотна были восстановлены.
`Русский музей с удовольствием приобрел бы эти картины, дополняющие коллекцию ее ранних работ, но на новые поступления музею не выделяют средств уже несколько лет`, - заявила на открытии вернисажа заместитель директора по научной работе ГРМ Евгения Петрова. И если не найдутся меценаты, работы после окончания выставки переедут к частному коллекционеру, купившему картины.
Эта находка имеет особое значение для российской культуры: подобные монументальные проекты художников данного периода времени не сохранились или же не были реализованы. Например, выполненные Серебряковой вместе с Добужинским и Лансере наброски росписей Казанского вокзала в Москве, показанные на выставке, из-за революции так и не были воплощены в жизнь. Потому второй задачей выставки явилась возможность показать зрителям, как работали русские художники на рубеже ХIХ и ХХ столетий в монументальном искусстве. `Мануарских красавиц` разместили в выставочном пространстве музея подобно тому, как это было на вилле `Мануар де Реле`.
Несмотря на то что Серебрякова не имела систематического художественного образования, она была `Богом, рожденным рисовальщиком и живописцем`, заметила Евгения Петрова. Широко известны ее совершенно сказочные работы `Жатва`, `Беление холста`.
Жизнь же ее оказалась далеко не сказочной. Родилась Зинаида Серебрякова в семье рода Бенуа-Лансере, известных деятелей русского искусства, из которых вышла целая плеяда талантливых художников и архитекторов.
Творческое объединение `Мир искусства` (1898), организаторами которого выступили дядя художницы А. Бенуа и его друзья Л. Бакст, К. Сомов, С. Дягилев, вошло в ее жизнь как само собой разумеющееся. А в 1911 году Серебрякова сама станет членом этого объединения.
Вся сила ее таланта стала очевидной всем в 1910 году, когда на выставке Союза русских художников появился автопортрет `За туалетом`. Александр Бенуа увидел в произведении своей племянницы `полную непосредственность и простоту: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся`.
У нее были муж, четверо детей, роскошная квартира в Петербурге и родовое имение в селе Нескучное. Художница была счастлива в семье и творчестве. Потом - революция, мужа не стало, имение национализировали, квартиру превратили в коммуналку, а детей больше нечем было кормить. Серебрякова в поисках заработка уезжает в Париж, как поначалу думала - ненадолго. Оказалось, на 40 лет. Оторванная от родины, семьи и детей, она мучительно долго `разрывалась на части`. К ней смогли выбраться только двое из ее детей.
Французы были ее предками как со стороны матери, так и со стороны отца: прадед художницы - Лансере - `застрял в русском плену во время похода 1812 года`, другой - Бенуа - приехал в Россию в 1794 году, сбежав от Французской революции. Зинаида Серебрякова как бы повторила путь своего французского потомка, опять убежав - уже от русской революции.
За 40 лет во Франции Зинаида Серебрякова создала огромное число работ - как на заказ, так и для себя. В СССР произведения художницы долгое время скрывались в частных коллекциях, ее имя произносили вполголоса, с оглядкой.
Весной 1965 года 80-летняя художница осуществила давнюю мечту - приехала из Парижа в Москву на свою единственную в СССР персональную выставку. Только тогда ее имя в полную силу зазвучало и на родине.
На выставку в Петербурге приехали ее московские потомки и родственники из рода Бенуа и Лансере. Среди них выделялись две девочки, словно сошедшие с картин художницы. Ими оказались прямые потомки Серебряковой - ее праправнучки - сестры Даша и Таня Гурины. Из вернисажа прабабушки им больше всего понравилась `Баня`. `Она такая живая`, - сказала Даша, посмотрев на меня яркими сияющими глазами... Зинаиды Серебряковой.
`На Западе ее талант не зачах, как это считалось в советские времена, а расцвел по-своему, может быть, стал чуть грустнее, - заметил профессор, доктор искусствоведения, завотделом русской живописи ХIХ-ХХ веков ГРМ Владимир Линяшев. - Когда работы обнаружились и нам дали возможность их отреставрировать и выставить, произошло почти чудо - начало и конец творчества художницы под крышей Русского музея, наконец, сошлись воедино. Очень жаль, что по окончании выставки связь времен и произведений Зинаиды Серебряковой, одной из самых незаурядных художниц своего времени, вновь нарушится`.
|