После ввода третьего комплекса для перекачки светлых нефтепродуктов мощностью в 20 млн тонн грузооборот порта Приморск в Ленинградской области может в 2008-м перевалить за 90 млн тонн.
В 2006-м через Приморск отправлено за рубеж 66 млн тонн нефти (+15% к 2005-му). За девять месяцев 2007 года, по данным администрации Морского порта Санкт-Петербург, перевалку нефти на экспорт по морю осуществили в объеме 55,8 млн тонн (+14% к аналогичному периоду 2006 года). При этом было обслужено 1,12 тыс. танкеров.
В принципе, строительство и монтаж основного оборудования на третьем комплексе ООО `Спецморнефтепорт `Приморск` (дочернее предприятие ОАО `АК `Транснефть`) уже завершены. Остались пусконаладочные работы. Да подключить накопительные резервуары, куда будет поступать топливо с Киришского нефтеперерабатывающего завода для перекачки на танкеры, к трубопроводу из Ярославля.
Труба, ведущая в Приморск
Первая очередь нефтеналивных терминалов в Приморске заработала в 2001 году. Порт стал конечным пунктом Балтийской трубопроводной системы, предназначенной для транспортировки нефти из Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций, а также из Казахстана.
При реализации этого проекта компания `Транснефть` закупила самое современное оборудование. Поначалу порт Приморск обеспечивал грузооборот всего в 12 млн тонн в год. Однако, после того как параллельно существовавшей нитке трубопровода была построена дополнительная линия, порт вышел на проектную мощность, которую оценивали в 50 млн тонн нефти в год.
В дальнейшем модернизация Балтийской трубопроводной системы была продолжена, и морской терминальный комплекс смог вновь увеличить объемы нефтеперевалки. В апреле 2007 года президент ОАО `АК `Транснефть` Семен Вайншток официально открыл второй терминальный комплекс в Приморске.
В итоге в 2006 году суммарные инвестиции в портостроительство в Приморске превысили $2,2 млрд. По темпам освоения инвестиций этот комплекс может служить образцом. Редко где капиталовложения в строительство морских терминалов в России расходовали столь эффективно и так быстро окупали.
Порт получил указание
Недавно Президент РФ Владимир Путин заявил, что расширение грузооборота порта Приморск поможет снизить зависимость России от транзитных стран, с которыми в последнее время складываются непростые политические взаимоотношения. И вскоре после такого заявления Правительству РФ поступило распоряжение о расширении нефтетерминалов в порту еще на 50 млн тонн в год. В компании `Транснефть` сразу же поспешили приступить к разработке и выполнению соответствующего плана.
Как ожидают, наращивание мощностей в Приморске продолжится, пока перегрузка нефти и нефтепродуктов не достигнет 140 млн тонн в год. Для этого предстоит в ближайшем будущем сформировать еще два портовых района - Ермиловский и Высокинский. Причем первый будет чисто нефтеналивным (по плану после его сдачи перевалка нефти достигнет 110 млн тонн в год), а второй ориентирован на перевалку нефти и нефтепродуктов объемом. Второй район должен специализироваться на перевалке сжиженных газов и сухих грузов (25 млн тонн грузов в год). Ну а в ближайшей перспективе в Приморске предполагается строительство еще двух дополнительных причалов для приема танкеров.
Такое наращивание оборотов танкерных перевозок по Финскому заливу и далее по Балтике сильно тревожит западных экологов и `зеленых`. Они уже не раз направляли своих представителей в Приморск для изучения того, какие природоохранные меры приняты в порту. И каждый раз инспектора были вынуждены констатировать, что в России соблюдают все международные конвенции, правила и процедуры Международной морской организации (IMO), связанные с перевозками нефтепродуктов.
В Приморске, как и в других отечественных морских портах, усиливают меры, позволяющие предупреждать и оперативно ликвидировать возможные последствия от загрязнений воды нефтепродуктами. И особенно - в акватории Балтийского моря.
Ну а поскольку к Приморску в течение ряда лет европейская общественность оказывает усиленное внимание, то там не только соблюдают все международные стандарты, но и вводят дополнительные меры по обеспечению экологической безопасности, которые отчасти упреждают ужесточающие конвенционные требования.
|