Официальным организатором мероприятия, куда наряду с предпринимателями были приглашены представители муниципальных районов области и местных общественных организаций, выступила областная администрация.
Инициативу властей поддержал спонсор - новгородское ООО `Дирол Кэдбери`, входящее в группу предприятий международной компании Cadbury Schwepps, основанной в 1824 году и известной своими социально-ориентированными подходами. На конференции проактивная политика социальных инвестиций новгородской дочки английского концерна, занимающего около 10% мирового рынка кондитерских изделий, была представлена как пример для подражания.
Инвестор показывает пример
Начиная с 2002 года, `Дирол Кэдбери` активно вкладывает средства в ремонт, строительство, транспорт и другие `материальные элементы` социальной среды жителей городов Чудово и Великого Новгорода, где расположены фабрики компании, обеспечивающие рабочими местами более 1 тысячи их жителей.
Приоритетными сферами социальных инвестиций, общая сумма которых к концу 2007 года достигнет 3,2 млн руб., традиционно являются экология, здравоохранение, образование, культура, поддержка инвалидов и детей-сирот, спонсорство отдельных мероприятий, а также социальная ответственность перед собственными работниками. Все это делает иностранного инвестора весьма привлекательным и в глазах власти, и общественности, и на местном рынке труда.
На самом деле предприятий, инвестирующих в социальную сферу в Новгородской области не так уж мало: сегодня власти вновь возрождают забытые было традиции шефства производственников над школами, детсадами, больницами. В Великом Новгороде в феврале нынешнего года даже было издано специальное постановление, обязавшее 226 предприятий и индивидуальных предпринимателей города на `добровольных началах` помогать организациям здравоохранения и культуры.
По оценкам специалистов, за девять месяцев 2007 года социальная ответственность бизнеса уже потянула на 10,8 млн руб., направленных на выполнение ремонтных работ, приобретение техники, оборудования, медикаментов и т. д. Это средства, направленные на благотворительность - именно так в большинстве новгородских предприятий понимают социальную ответственность бизнеса.
Правильная стратегия - снижение рисков
Между тем векторов развития сферы поддержки местных сообществ может быть несколько: традиционная благотворительность (разовые проекты, реагирование на проблемы), стратегическая благотворительность (встраивание благотворительной деятельности в общую стратегию развития предприятия), социальные инвестиции (снижение нефинансовых социальных рисков, предотвращение кризисов).
Владимир Головнев, сопредседатель Всероссийского объединения предпринимателей `Деловая Россия`, считает, что обобщать опыт реализации социальных проектов, намечать пути развития взаимодействия власти и бизнес-сообщества на основе социальной ответственности необходимо всем заинтересованным сторонам.
Согласно международной терминологии стейкхолдеры (заинтересованные стороны) - это человек или организация, оказывающие и/или испытывающие на себе влияние деятельности другой организации, ее продукции, услуг и связанных с ними производственных показателей. А взаимодействие с заинтересованными сторонами - это обязательство быть открытыми для всех, предоставлять заинтересованным сторонам право быть услышанными и брать на себя обязательство отчитываться перед ними.
Социальные отчеты бизнеса давно уже стали практикой за рубежом. А вот в России пионерами в этом деле оказались крупные корпорации и предприятия с иностранным капиталом. Один из таких отчетов был представлен ООО `Дирол Кэдбери` на конференции в Великом Новгороде.
В нем компания подробно информирует, как решаются экологические проблемы, связанные с работой фабрики по производству жевательной резинки в Великом Новгороде, в чем заключается социальная ответственность перед работниками, а также представляет ряд собственных социальных проектов, инициированных властями и поддержанных компанией.
Без принуждения
По оценкам экспертов, в Новгородской области объем поддающихся учету социальных инвестиций со стороны бизнеса составляет около $2,5 млн в год. Цифра внушительная, однако власти хотели бы большего.
`На практике большинство компаний реализует, главным образом, программы, рассчитанные на персонал собственных предприятий. А многие предприятия малого и среднего бизнеса вообще не разрабатывают социальных программ`, - сетует Наталья Архипова, председатель комитета социальной защиты населения Новгородской области.
Сами предприниматели считают подобного рода критику не вполне обоснованной, заявляя, что своевременные налоговые отчисления, предоставление рабочих мест, `белая` зарплата и социальные гарантии сотрудникам сами по себе уже являются инвестициями в развитие социальной сферы.
Предприниматели, по возможности, откликаются на призывы властей внести лепту и в развитие городской инфраструктуры, но считают, что подобные `просьбы` не должны быть добровольно-принудительными: все-таки ремонтировать дороги, оборудовать дворы, реконструировать школы нужно не за счет пожертвования бизнеса, а за счет бюджета.
Впрочем, и этот вопрос тоже спорный. Как пример, на конференции была приведена бюджетозамещающая модель социальных инвестиций. ЗАО `АК `Алроса` решило передать в качестве безвозмездной финансовой помощи бюджету Архангельской области 225 млн руб., направляемые на погашение задолженности по детским пособиям, а также на строительство больниц и школ в районах области и финансирование объектов теплоснабжения.
|