Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Пакет компенсаций становится обязательным - ЭиВ N 43 (678)
КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ - спец. приложение
Пакет компенсаций становится обязательным
No. 43 (678) 12.11.2007
В условиях тотального дефицита персонала вопрос о том, чем привлечь и как удержать сотрудников, стал главным. Причем только высокий уровень заработной платы проблемы уже не решает: все большее значение приобретает компенсационный пакет - перечень дополнительных привилегий, получаемых сотрудником от компании.



Льготы привлекают все больше



Практически все специалисты по подбору персонала отмечают: претенденты на вакансии (даже низовых должностных уровней) сейчас обязательно интересуются содержанием предоставляемого социального пакета. И дело не только в том, что многие из них уже испробовали на себе `преимущества` зарплат в конверте и голословных обещаний. У них появился выбор, и профессионала можно заполучить, предложив что-то лучшее, чем у других. Практика показывает: наличие у конкурента более полного компенсационного пакета вполне может подвигнуть сотрудника к перемене мест. Причем зачастую это происходит даже в том случае, если ему гарантируют равную, а иногда и меньшую, заработную плату. В чем же дело?

В том, что к уровню зарплаты, сколь бы высокой она ни была, работник быстро привыкает, и она перестает быть существенным мотивационным фактором. Дефицит специалистов ведет к постоянному ее повышению, и надеяться на то, что раз в год, пересмотрев вознаграждение за труд, можно быть спокойным за кадры, не приходится. А вот продуманная система льгот, материальных и нематериальных благ, получаемых от фирмы, заметно мотивирует, создавая ощущение комфорта и заботы со стороны работодателя. Не говоря уж о том, что она существенно повышает его лояльность...



За объем и гибкость



Само собой, что размер и состав компенсационного пакета сильно зависят от занимаемой должности. Для менеджмента среднего звена, к примеру, он может достигать 25-30% от размера заработной платы (для управленцев высшего уровня - больше), а для рядовых специалистов - ограничиваться одним-двумя пунктами. При его формировании, как правило, учитывают и возраст сотрудников, и выслугу лет, и соотношение числа мужчин и женщин, и особенности бизнеса, и достижения конкретного специалиста.

Как подчеркивают представители питерских рекрутинговых агентств, система компенсаций становится все более гибкой. В некоторых продвинутых в кадровом отношении компаниях сотруднику предоставляют право самому сформировать пакет из числа предлагаемых, а в других он закономерно увеличивается вместе с повышением должности. Более того, нередко какие-либо льготы получают только отдельные, особо ценные профессионалы, в то время как другие довольствуются общими.

Что может входить в состав компенсационного пакета? Их примерный список таков:



 Оплата проезда

 Бесплатное (льготное) питание

 Оплата мобильной связи

 Дополнительное медицинское страхование

 Оплата дорогостоящих лекарств

 Поощрение сотрудников, ведущих здоровый образ жизни

 Предоставление дисконтных карт в магазинах, в развлекательных и спортивных заведениях

 Дополнительный оплачиваемый отпуск

 Материальная помощь в приобретении квартиры

 Выдача кредитов на льготных условиях

 Бесплатное (или частично оплачиваемое) обучение

 Скидки на туристические путевки, билеты на транспорт

 Долевое участие в бизнесе (приобретение акций)



Впрочем, это неполный перечень, поскольку для высшего руководства он может быть значительно расширен. Вплоть до предоставления в личное пользование престижного автомобиля и жилья, полностью оплачиваемого компанией.



Не в деньгах счастье



Специалисты, занятые подбором персонала всех уровней, отмечают: размер заработной платы по-прежнему остается главным аргументом при выборе того или иного места работы. Вместе с тем за последние два года ее значимость для соискателей значительно снизилась, в то время как другие мотивационные факторы явно прибавили в весе.

По данным рекрутингового агентства Kelly Services, первые три места в их рейтинге занимают уровень заработной платы, интерес к работе и перспективы карьерного роста. Причем разрыв между ними год от года заметно сокращается, что и дает право утверждать: для профессионалов, у которых есть выбор, деньги уже не имеют определяющего значения. Если специалисту неинтересно заниматься порученным ему делом и он не видит реальных возможностей для построения успешной карьеры - жди неприятностей в виде заявления на увольнение.

Как показывает практика, сейчас это нередко происходит даже в том случае, если в конкурирующей компании сотруднику предлагают менее оплачиваемую, с объемным компенсационным пакетом, и более интересную работу.

Пакет льгот, к примеру, еще два года назад характерный исключительно для найма топ-менеджеров, сейчас становится обязательным даже для массовых кадровых позиций.

В рейтинге значимости этот пакет занимает пятую строчку, и аналитики уверенно говорят о росте интереса к его составу. Работодатель, способный предложить весомую `социалку` вдобавок к зарплате, выигрывает у конкурентов борьбу за кандидата на вакансию.

Особенно интересуют льготы людей среднего возраста. Если те, кому до 35 лет, склонны к быстрой перемене мест и их в основном интересуют уровень заработной платы и перспективы построения карьеры, то после этого возрастного рубежа семья, наличие имущества и другие факторы ограничивают мобильность соискателей. Для них существенное значение имеют такие понятия, как репутация компании-работодателя, условия труда, детально разработанный социальный пакет и расположение места работы.

Стабильность и надежность выходят на первый план, поскольку гарантируют претенденту уверенность в будущем. Больше всего интересны компенсации тем, кому за 40 лет: понимая, что в этом возрасте о частой смене работы речь идти уже не может, они стараются найти компанию, в которой готовы трудиться долгие годы.



Чем привлечь `синих воротничков`



Проблема найма персонала среднего и высшего управленческого звена существует и, более того, обостряется. Однако 75% вакансий приходится на представителей массовых рабочих профессий. Чем же можно привлечь их в компанию?

Как заявила Мария Маргулис, директор департамента лизинговых и массовых проектов компании AVANTA Personnel, в ходе проведенного компанией исследования для этой категории соискателей выяснилось, что на кадровые позиции `синих воротничков` сейчас претендуют достаточно хорошо образованные (62% респондентов имеют какое-либо (высшее или среднее) специальное образование) и опытные (44% - с опытом работы на производстве, а 25% и/или - на складе) люди.

Опрос показал, что для данной категории персонала имя и сфера деятельности компании-работодателя практически не имеют значения: им, в общем, все равно, будут ли они работать в фирме с мировым именем или на малоизвестном предприятии. Во всяком случае, среди 8 основных критериев выбора этот занял последнее место.

Размер оплаты труда лидирует с заметным отрывом. Причем это характерно как для мужчин, так и для женщин. В то же время для хранительниц домашнего очага гораздо важнее такие критерии выбора новой работы, как график труда и ее близость к дому. Для мужчин же эти критерии не важны, поскольку их больше интересуют размер заработной платы, возможность получения нового опыта и карьерный рост.

Что касается возраста соискателей, то для всех важен размер возможного дохода, но молодые чаще всего ориентируются на перспективы продвижения по службе, график работы (это связано с тем, что многие из них учатся), а более возрастным важны стабильность и больший комфорт для сотрудников (близость к дому, наличие компенсационного пакета, `белая` зарплата). Кандидаты на вакансии, если их устраивают остальные условия, достаточно лояльно относятся и к перспективе больших временных затрат на дорогу к месту работы: 82% опрошенных готовы тратить на нее от 30 минут до полутора часов. Самым удобными графиками труда, кроме типичного с двумя выходными в субботу и воскресенье, они считают 12-часовой двух- или четырехсменный (два через два дня).



Не перегибать палку



Практика показывает: введение компенсационного пакета должно быть четко обоснованно, а предоставляться он должен только тем, кто его действительно заслуживает: льготы нужно заработать. В противном случае наличие бесплатных благ может иметь и негативные последствия, поскольку привычка получать что-то `за так` расхолаживает. Как отмечают многие специалисты, иногда введение дополнительных льгот приводит и к тому, что сотрудники начинают воспринимать их как должное, а их мотивирующая роль исчезает.

И еще одно: наилучшим вариантом его внедрения все-таки остается добровольный выбор из имеющихся вариантов. Только в этом случае можно быть уверенным в том, что предприятие потратит деньги не зря, а сотрудники получат искомую социальную поддержку.



Мнения экспертов



Николай Старостин, директор

по Compensation&Benefits компании Danon:

- Мотивация вообще и компенсационный пакет - в частности должны быть частью общей системы привлечения и удержания персонала. Его стоимость обязательно увязывают с объемами продаж и фондом оплаты труда. Чем выше доходы компании, тем большую их часть можно направлять на эти цели. В нашей компании практикуем разделение всех работающих на несколько групп, для которых существуют свои возможности увеличения доходов и льготы. Чем более ценен сотрудник - тем выше должна быть мотивация и, соответственно, шире набор компенсаций как материального, так и нематериального плана.



Юлия Сахарова, директор компании HeadHunter::Санкт-Петербург:

- Одной из наиболее заметных тенденций рынка является рост объема компенсационного пакета, а также повышение внимания к его наполнению со стороны работодателей и соискателей. Время гонки окладов в отраслях, где наблюдается кадровый дефицит, и следовательно, где идет борьба за специалистов, проходит, уступая место соревнованию компенсационных пакетов - добровольных `добавок` со стороны администрации. Привлекательный пакет льгот - индикатор повышенной заботы компании о персонале вообще и о конкретном специалисте в частности. Его наличие является теперь одной из базовых составляющих HR-брэнда компании, оказывая заметное влияние на ее привлекательность как работодателя.



Евгения Квинт, руководитель Центра аналитических исследований (Ancor, Петербург):

- Мы наблюдаем все больший рост компенсационного пакета сотрудников, особенно на предприятиях с иностранным капиталом. Общим является то, что все сотрудники получают не только фиксированный оклад, но и различные денежные бонусы, материальные блага. Компенсационный пакет расширяется и в том случае, если сотрудник переезжает из города, где он живет, в другой. Ему могут компенсировать расходы на переезд, поездки домой или покупку жилья. Увеличение доли компенсационных пакетов в структуре оплаты труда определяется еще и тем, что затраты на обучение, медицинскую страховку, кредитование и некоторые другие можно отнести на затраты предприятия. Как правило, целостная система поощрения состоит из двух элементов, один из которых не зависит от результатов деятельности работника, а второй - зависит.



Елена Макеева, специалист

департамента исследований рынка труда AVANTA Personnel:

- Поскольку растут и зарплаты, и стоимость компенсационного пакета (появляются новые льготы), их соотношение, в принципе, не изменяется, но может варьироваться. Для руководящих кадровых позиций и сотрудников отдела продаж пакет компенсаций в среднем составляет 40-60% от базового оклада, поскольку, кроме стандартного наполнения (оплата питания и ДМС), в него могут входить оплата мобильного телефона, автомобиля, обучения, командировочных расходов и высокие бонусы, которые в среднем составляют до 30-40% от базового оклада. Объем льгот для специалистов и рабочих может достигать 15-20%, а если существуют доплаты за ночные смены и переработки, то их среднемесячный доход увеличивается в среднем на 30-45%.

Другие материалы рубрики
КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ - спец. приложение
15.12.08Время делает деньги
Как научиться правильно планировать собственный рабочий день
15.12.08Все познается в сравнении
15.12.08Кризис вносит коррективы
15.12.08Тревожное ожидание перемен
Ситуация на рынке труда Республики Коми пока не очень отличается от прошлогодней
15.12.08Коротко
15.12.08Безработица бежит впереди паровоза
15.12.08Новости регионов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru