Владимир Васильев,
председатель Совета ректоров вузов Петербурга:
`Во введении двухуровневой образовательной системы я никакой опасности не вижу. На практике она уже действует и хорошо себя зарекомендовала`.
Семнадцатого октября Совет Федерации одобрил закон о введении в России двухуровневой системы образования: за проголосовали 113 сенаторов. Однако споры о целесообразности такого шага не утихают до сих пор.
Закон фактически разделяет систему высшего профессионального образования на два уровня (бакалавриата и магистратуры), а также исключает наличие неполного высшего образования. Теперь для получения квалификации `бакалавр` требуется 4 года очной формы обучения, `специалист` - не менее 5 лет, `магистр` - 2 года (дополнительно к бакалавриату). Причем получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и магистра, в отличие от бакалавриата, по словам председателя Комитета по науке, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации Виктора Шудегова, не допускается.
Изменения в образовательной системе России стали одной из основных тем обсуждения и на первом петербургском конгрессе `Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке`, который состоялся в городе на Неве в конце октября. Как подчеркнул председатель Совета ректоров вузов Петербурга Владимир Васильев, его педагогическое и научное сообщество в ходе форума поделилось мнениями о методах проведения реформ и перспективах российского образования. Оценки оказались разными, однако сама необходимость изменений мало у кого вызывает сомнения. Тем более что `наверху` решение уже принято...
- Бакалавриат и магистратура - это звенья одной цепи, - считает председатель Комитета по науке и высшей школе администрации Петербурга Александр Викторов. - Их появление предоставит студентам право выбора между двумя ступенями подготовки. К тому же вовсе не обязательно получать степень магистра сразу же по окончании 4-годичного обучения: это можно сделать и позднее, когда появится потребность в дополнительных знаниях.
Кроме пленарного заседания, на котором прошло обсуждение последствий введения двухуровневой образовательной системы, в его рамках работало и несколько секций, на одной из которых как раз и шла речь о направлениях развития российской системы подготовки кадров. О том, что проблема болезненна и остра, свидетельствовало хотя бы количество докладов: их было более 20. Причем слово попросили не только представители высшей школы, но и те, кто занят в структуре среднего профобразования, науке, инновационной сфере, а также работодатели. Все они уверены: реформы нужны, но их главной целью должно стать не стремление адаптировать нашу систему под международные стандарты, а повышение качества образования.
|