Через 90 лет после взятия Зимнего дворца на Иорданской лестнице в Эрмитаже вновь появились революционные солдаты и матросы. Правда, нынешних солдат и матросов попросило о вторичном взятии Зимнего руководство Эрмитажа.
Вместо винтовок в руках у солдат и матросов будут музыкальные инструменты, потому что взятие Зимнего поручено оркестрам Ленинградской военно-морской базы и Государственного Эрмитажа. Но это все будет уже апофеозом историко-художественного цикла `Музыка революции`, который начался 3 ноября в Музее политической истории.
Такой расклад - начало в особняке Кшесинской и завершение в Георгиевском зале Зимнего дворца - очевиден. С балкона особняка известной балерины, занятого большевиками, Владимир Ильич Ленин произнес знаменитые `Апрельские тезисы`, которые принято считать программными для большевистской фракции РСДРП. Там, можно сказать, зарождалась Октябрьская революция. Ну а в Зимнем она заявила о себе в полный голос.
В программу, состоящую из пяти вечеров, включены музыкальные и литературные произведения, в которых отражена революционная тематика. В музыке это не только `Марсельеза`, а в поэзии - не только Демьян Бедный. Ведь, в конечном счете, только на последнем этапе революции вершат пролетарии, а задумываются они интеллигенцией, будь то Франция, Англия, Германия или Россия. Это подчеркнула на брифинге перед началом историко-художественного цикла арт-директор Юлия Кантор.
И потому неудивительно, что в музыкально-литературную программу включены произведения Глинки, Чайковского, Шопена, Бетховена, Оффенбаха, Вагнера, писателей Аверченко, Агнивцева, Набокова... Но музыка, проза или стихи всех классиков, чьи имена значатся в афише `Музыка революции`, были любимы людьми, которые вынашивали революционные идеи. Например, известно, что Ленин любил сонату Бетховена `Аппассионата` и очень ценил рассказы Аркадия Аверченко, несмотря на то что тот остроумно осмеивал революцию.
Проведение `Музыки революции` - цикла высокого в плане художественном и благородного в плане историческом - едва не сорвалось. Причина смехотворна до нелепости. Зарубежный партнер неожиданно отказался от спонсирования мероприятия, которое связано `с внутренней политикой России`. Проще говоря, испугало слово `революция`.
К счастью, замену быстро нашли. Помог Банк Москвы. По словам генерального директора Северо-Западной дирекции этого банка Александра Пустовалова, `для банкиров важна социальная составляющая`, а революции происходят только в периоды социальной нестабильности.
`Но как бы кто ни относился к Октябрьской революции, - это наша история, и мы не вправе ее забывать, - сказал А. Пустовалов. - Музыка, которая звучит в Музее политической истории и в Эрмитаже, - мощная, сильная, не случайно она поднимала людей на баррикады`.
По сути, Банк Москвы спас `Музыку революции`. Кроме того, в последних числах октября этот банк преподнес в подарок Эрмитажу плакетку, посвященную столетию лейб-гвардии Уланского полка, которая, по словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, найдет достойное место в создаваемом музее гвардии.
Не остался без подарка и Александр Пустовалов. Ему М. Пиотровский вручил мемориальную доску, установленную на стене Главного штаба, с текстом об экспроприации банков, произведенной по указу предсовнаркома Ульянова-Ленина в ночь с 14 на 15 декабря. Конечно, не мраморный оригинал, а бумажную копию в рамке.
|