Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Белоруссия Нордстриму не конкурент? - ЭиВ N 42 (677)
РЕСУРСЫ И ИНТЕРЕСЫ
Белоруссия Нордстриму не конкурент?
No. 42 (677) 05.11.2007
Алексей ЧИЧКИН
Ситуация на Украине (в стране, которая перекачивает свыше трети объема российского газа, потребляемого зарубежной Европой) и трудности со строительством Нордстрима вынуждают Россию не только искать новые, но и восстанавливать прежние газоэкспортные маршруты.

В конце октября в Минске премьер-министр РФ Виктор Зубков сделал едва ли не сенсационное заявление: `Наверное, целесообразно еще раз вернуться к вопросу строительства второй нитки газопровода Ямал - Европа. Большой проблемы здесь нет, но надо посчитать все ресурсы`.

А в канун визита российского премьера белорусский президент Александр Лукашенко пообещал РФ льготы на транзит газа в течение пяти лет, если Москва возобновит строительство второй нитки газопровода с Ямала. `Предложение с белорусской стороны поступило, оно изучается российской стороной`, - сказал В. Зубков в Минске. Белорусский же премьер Сергей Сидорский конкретизировал тему: `Проект может обойтись в $2-3 млрд. Мы договорились, что снова предоставим необходимые расчеты`.

Проблемы с транзитом газа через Украину и Белоруссию и сложные взаимоотношения РФ с Польшей и странами Балтии вынудили Россию инициировать проект `Нордстрим` (строительство газопровода по дну Балтики до Германии).

Польша и страны Балтии, теряющие в этом случае от 100 до 150 российских `газотранзитных` долларов в год, открыто выступают против этого проекта под экологическими предлогами. И даже просят Евросоюз поддержать их позицию.

Последствиями этой `трубы` для балтийской экологии озабочены и в Швеции; достичь же Германии эта артерия может только через балтийские территориальные воды Швеции и Дании.

Кстати, против Нордстрима прежде выступали и в Белоруссии. Но экологические факторы почему-то не мешают разработке проектов газопроводов Норвегия - Дания - Германия - Польша и Норвегия - Швеция - Латвия - Литва, хотя они тоже пройдут по дну Балтики...

В 2005-м российская сторона резко увеличила транзит своего газа через Украину, ввиду проблем с белорусскими газовыми платежами и возможного `отбора` белорусами транзитного газа. Но, во-первых, маршрут через Украину почти на треть длиннее, в сравнении с белорусским. Во-вторых - белорусский путь почти вдвое дешевле украинского. А ситуация с `Нордстримом` тоже добавляет шансов транзиту через Белоруссию.

Первая ветка газопровода Ямал - Европа, точнее Россия - Белоруссия - Польша, в 575 километров вошла в строй в конце 1990-х. Ее емкость - 33 млрд кубометров в год. Но новые контракты по экспорту российского газа вынуждают создавать новые `газовые` пути, потому и решили строить вторую - параллельную нитку этого трубопровода.

Впрочем, Россия договаривается с Белоруссией по этим вопросам быстрее и продуктивнее, чем с Украиной. Если Киев до сих пор тянет с оформлением международного газотранзитного консорциума, то Минск, повторим, гарантирует льготные условия транзиту российского газа и, в принципе, согласен на 50%-е российское участие в белорусской газотранспортной системе (`Белтрансгазе`). Хотя условия российского `вхождения` в эту систему еще уточняются.

По экспертным оценкам, вторая нитка Ямал - Европа может взять на себя свыше половины газа, перекачиваемого через Украину. И, как минимум, с вдвое меньшими расходами по транзиту. Очевидно, что новые газотранзитные потоки через Белоруссию выгодны и Польше с Германией. Вдобавок, от новой нитки возможны ответвления в Литву и Калининградскую область.

Как считает британский аналитик в сфере энергетической политики Гарольд Брайерз, `не только экономически, но и политически России более выгодны три новых газовых пути - по дну Балтики, Черного моря и через Белоруссию. А обещанные Минском льготы устранят многие вопросы строительства и использования новой белорусской нитки.

Плюс к тому это быстро улучшит взаимоотношения Белоруссии с Евросоюзом`. Более конкретное мнение у российского эксперта Ивана Андриевского: `Строительство Nord Stream может обойтись в $7, а то и в $12 млрд, тогда как новой нитки Ямал - Европа - только в $2,5 млрд`.

Его коллега, российский эксперт Игорь Вермилов, полагает, что `новая ветка Ямал - Европа намного короче украинского маршрута и намного дешевле Нордстрима, хотя проект последнего финансирует международный консорциум.

Но, пожалуй, главное в том, что артерия Ямал - Европа политически более надежна, чем многие другие пути поставок российского газа. Полагаю, что Нордстрим и новая ветка через Белоруссию будут дополнять друг друга`.



Другие материалы рубрики
РЕСУРСЫ И ИНТЕРЕСЫ
15.12.08Корпоратив или премия по итогам года?
15.12.08«Левая» бутылка
Нелегальная алкогольная продукция занимает сегодня половину вологодского рынка
15.12.08Лидера просят поделиться
25.02.08Прирастать внешними связями?..
В российско-белорусское сотрудничество вовлечены приграничные районы соседних стран
25.02.08Вода, как слеза, чиста
На реализацию проекта `Чистая вода`, стартовавшего в Новгородской области два года назад, в наступившем году будет выделено более 3 млн рублей
25.02.08Европалата поможет Пскову
Псковская область вошла в число пяти субъектов РФ, где будет реализован проект Европалаты
25.02.08В Петербурге на Охте навели порядок
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru