Ситуация на Украине (в стране, которая перекачивает свыше трети объема российского газа, потребляемого зарубежной Европой) и трудности со строительством Нордстрима вынуждают Россию не только искать новые, но и восстанавливать прежние газоэкспортные маршруты.
В конце октября в Минске премьер-министр РФ Виктор Зубков сделал едва ли не сенсационное заявление: `Наверное, целесообразно еще раз вернуться к вопросу строительства второй нитки газопровода Ямал - Европа. Большой проблемы здесь нет, но надо посчитать все ресурсы`.
А в канун визита российского премьера белорусский президент Александр Лукашенко пообещал РФ льготы на транзит газа в течение пяти лет, если Москва возобновит строительство второй нитки газопровода с Ямала. `Предложение с белорусской стороны поступило, оно изучается российской стороной`, - сказал В. Зубков в Минске. Белорусский же премьер Сергей Сидорский конкретизировал тему: `Проект может обойтись в $2-3 млрд. Мы договорились, что снова предоставим необходимые расчеты`.
Проблемы с транзитом газа через Украину и Белоруссию и сложные взаимоотношения РФ с Польшей и странами Балтии вынудили Россию инициировать проект `Нордстрим` (строительство газопровода по дну Балтики до Германии).
Польша и страны Балтии, теряющие в этом случае от 100 до 150 российских `газотранзитных` долларов в год, открыто выступают против этого проекта под экологическими предлогами. И даже просят Евросоюз поддержать их позицию.
Последствиями этой `трубы` для балтийской экологии озабочены и в Швеции; достичь же Германии эта артерия может только через балтийские территориальные воды Швеции и Дании.
Кстати, против Нордстрима прежде выступали и в Белоруссии. Но экологические факторы почему-то не мешают разработке проектов газопроводов Норвегия - Дания - Германия - Польша и Норвегия - Швеция - Латвия - Литва, хотя они тоже пройдут по дну Балтики...
В 2005-м российская сторона резко увеличила транзит своего газа через Украину, ввиду проблем с белорусскими газовыми платежами и возможного `отбора` белорусами транзитного газа. Но, во-первых, маршрут через Украину почти на треть длиннее, в сравнении с белорусским. Во-вторых - белорусский путь почти вдвое дешевле украинского. А ситуация с `Нордстримом` тоже добавляет шансов транзиту через Белоруссию.
Первая ветка газопровода Ямал - Европа, точнее Россия - Белоруссия - Польша, в 575 километров вошла в строй в конце 1990-х. Ее емкость - 33 млрд кубометров в год. Но новые контракты по экспорту российского газа вынуждают создавать новые `газовые` пути, потому и решили строить вторую - параллельную нитку этого трубопровода.
Впрочем, Россия договаривается с Белоруссией по этим вопросам быстрее и продуктивнее, чем с Украиной. Если Киев до сих пор тянет с оформлением международного газотранзитного консорциума, то Минск, повторим, гарантирует льготные условия транзиту российского газа и, в принципе, согласен на 50%-е российское участие в белорусской газотранспортной системе (`Белтрансгазе`). Хотя условия российского `вхождения` в эту систему еще уточняются.
По экспертным оценкам, вторая нитка Ямал - Европа может взять на себя свыше половины газа, перекачиваемого через Украину. И, как минимум, с вдвое меньшими расходами по транзиту. Очевидно, что новые газотранзитные потоки через Белоруссию выгодны и Польше с Германией. Вдобавок, от новой нитки возможны ответвления в Литву и Калининградскую область.
Как считает британский аналитик в сфере энергетической политики Гарольд Брайерз, `не только экономически, но и политически России более выгодны три новых газовых пути - по дну Балтики, Черного моря и через Белоруссию. А обещанные Минском льготы устранят многие вопросы строительства и использования новой белорусской нитки.
Плюс к тому это быстро улучшит взаимоотношения Белоруссии с Евросоюзом`. Более конкретное мнение у российского эксперта Ивана Андриевского: `Строительство Nord Stream может обойтись в $7, а то и в $12 млрд, тогда как новой нитки Ямал - Европа - только в $2,5 млрд`.
Его коллега, российский эксперт Игорь Вермилов, полагает, что `новая ветка Ямал - Европа намного короче украинского маршрута и намного дешевле Нордстрима, хотя проект последнего финансирует международный консорциум.
Но, пожалуй, главное в том, что артерия Ямал - Европа политически более надежна, чем многие другие пути поставок российского газа. Полагаю, что Нордстрим и новая ветка через Белоруссию будут дополнять друг друга`.
|