Сложившаяся в России система сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и социальные фонды многими воспринимается как данность, с которой не поспоришь. Но ведь для большинства очевидно и то, что расходование собранных таким образом средств крайне неэффективно. Как обеспечить прозрачность процесса налогообложения, как сделать всех работников заинтересованными контролерами того, как тратятся их налоговые отчисления, - об этом размышляет президент Северной торгово-промышленной палаты Анатолий Глушков.
Знаем ли мы, какие налоги платим
Cегодня каждый работодатель обязан подоходный налог и единый социальный налог (ЕСН) взыскивать с зарплаты работника и перечислять его в установленные сроки в бюджет.
Думаю, что большинство россиян и не задумываются над этим процессом, потому что сегодня они отстранены от самой `налоговой темы`. Ну, что-то взыскивают - и Бог с ним, и хорошо, что самому не приходится сидеть и высчитывать, сколько надо на какой расчетный счет перечислять. Да и вообще замечательно, что расчетами и удержаниями занимается бухгалтер работодателя, работнику не надо стоять в очередях в банке. Но разве человек не должен знать и понимать, сколько и куда он перечисляет в виде налогов и обязательных платежей? Ведь с его же собственных доходов удержания производятся!
Схема выплаты налогов с работников понятна. Если, например, он получает 10000 руб. в месяц, то с него удерживают подоходный налог в размере 13% (т.е. в данном случае - 1300 рублей в месяц, а за год это уже 15600 рублей) и единый социальный налог (взнос), который с 2005 года составляет 26% (тем самым в нашем примере за месяц это будет 2600 руб., а за год - 31200 руб.) Сложите две налоговые суммы за год и получите 46800 руб. - это уже немалые деньги. А что в обмен на эти деньги гарантированно получит работник от государства - ему неведомо.
Не пора ли платить за себя самим?
А если бы произвести реформу и освободить работодателя от обязанности удерживать с работников налоги, а вместо этого обязать самого работника за себя платить? Может быть, хватит и того, что работодатель будет добросовестно сообщать в налоговую, сколько и кому он заплатил, а там - дело налоговой и гражданина быть `взаимно вежливыми`?
На первый взгляд, эта мысль кажется дикой. А почему, собственно, отвергать ее? Разве не обязанность каждого гражданина - отдать государству и обществу то, что ему положено по праву? Разве нет у нас практики, когда именно сам гражданин отвечает перед государством по своим обязательствам, а не перекладывает эту `почетную обязанность` на работодателя, который ему и рабочее место предоставляет, и берет еще на себя бремя расходов на содержание бухгалтера или целого штата бухгалтеров.
Сегодня все налоговые инспекции технически готовы к работе с налогоплательщиками - компьютеризация в стране на достаточно высоком уровне. Сами граждане уже научились обращаться с платежками ЖКУ (квитанциями) и пользоваться банковскими картами, терминалами по оплате услуг мобильной связи и коммунальных служб. Так, может быть, пора уже и новый шаг сделать?
В конце концов, речь идет и об ответственности, и о доверии во взаимоотношениях `гражданин-государство`. Гражданин напрямую начинает общаться с государством, у него возрастает социальная активность, повышается требовательность к государственным организациям: правильно ли они расходуют средства, собранные в виде налогов, туда ли эти денежные сборы направляются?
Когда люди увидят, сколько они платят реальных налогов, это заставит их о многом задуматься. Ведь социальные налоги касаются лично каждого: пенсионный фонд - яркий пример. Каждый работник с первых дней трудовой деятельности должен думать, какая пенсия у него сложится к старости. А медицинское страхование? Разве не за счет средств, перечисленных работником в фонд медстраха, а оттуда полученных поликлиниками и больницами, и ведется оплата услуг этих лечебных учреждений? А соответствует ли обслуживание полученным средствам?
Думаю, что понимание целесообразности и разумности расходов приведет к психологическому давлению работников на политические партии и профсоюзы, к росту требований о сокращении расходов на безмерно раздутый чиновничий сектор. Ведь люди в основном достаточно хорошо знают свои права по части подоходного налога, проявляют интерес к тому, что государство делает с этими деньгами. Разберутся и с использованием средств, поступающих в бюджеты и фонды в виде единого социального налога.
Вот, кажется, новая маленькая функция возлагается на человека, а каковы масштабы изменений в государстве и обществе, в психологии всех россиян, которые за этим последуют?!
Неизбежное зло можно преодолеть
Допускаю, что на первых порах сборы налогов могут и упасть. Но это мы уже проходили не раз, когда в стране начинались какие-то преобразования: всякий раз находятся ловкачи, которые в `мутной воде` умудряются что-то уворовать у государства и общества. Думаю, что к этому надо относиться как к неизбежному злу. На то и соответствующие органы имеются, чтобы оградить государственные интересы от `зла` как явления и от конкретных проходимцев, не так ли?
Да и с политической точки зрения это было бы хорошим решением, способствовало бы развитию демократии и гражданского общества. Кстати, эта идея неоднократно и не первый год обсуждается работодателями России на различных уровнях.
Причина для таких обсуждений проста: работодатели не хотят заниматься тематикой социального налога и бороться за права работников. А еще - их вдохновляют примеры из налоговой практики развитых стран. В Голландии, например, большую часть социального налога платит сам работник. В Германии ответственность разделена поровну между работодателем и работником. В США налоговая служба общается напрямую с работником. Все это делается во имя того, чтобы налоги были прозрачными, а граждане - законопослушными и социально активными.
|