В начале октября комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам единогласно одобрил давно ожидаемый правительственный проект о поправках к Закону `Об обязательном страховании автогражданской ответственности`. Есть надежда, что в ближайшее время Дума рассмотрит этот проект во втором чтении. При этом практически все поправки, и по мнению депутатов, и по мнению страховщиков, требуют серьезной проверки.
Правительство предложило несколько существенных поправок к `автогражданке`.
Во-первых, планируется законодательно оформить процедуру разбирательства на месте ДТП без участия представителей ГИБДД в том случае, если в аварии участвует не более двух машин, а сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей. Водители сами будут оценивать ущерб, заполнять страховые бумаги и разъезжаться, не создавая лишних пробок.
Во-вторых, будет включена схема `прямой ответственности` страховой компании перед автовладельцем. Невиновный участник аварии будет получать страховую компенсацию ущерба в своей компании, а не в той, в которой застрахован виновник ДТП. Это должно сократить время получения автовладельцем выплаты.
Кроме того, правительство предлагает уменьшить минимальный срок страхования по ОСАГО с 6 до 3 месяцев. В связи с этим, например, председатель финансового комитета Госдумы Владислав Резник высказал опасение, что такая поправка может привести к удорожанию ОСАГО в целом: поскольку спрос на более дешевые полисы сроком на 3 месяца будет большим, страховщики начнут стремиться к сохранению своей прибыли.
Наконец, правительство предложило заменить `обязанность` страховщиков проводить независимую экспертизу автомобилей лишь `правом` на это. В правительстве объяснили необходимость данной поправки тем, что страховщики сейчас и так заключают договоры только со `своими` станциями техобслуживания и экспертами. Поэтому, если дать компаниям возможность самим проводить экспертизу, это лишь облегчит процедуру и, в конечном счете, ускорит выплаты.
Однако, по мнению Владислава Резника, на деле это может легализовать возможности страховщиков занижать сумму ущерба.
`ЭВ` обсудила перспективы новых поправок с представителями петербургских страховых компаний.
По всем вопросам - в свою компанию
А. Ковязин: В Германии, где ОСАГО работает свыше 40 лет, такой механизм компенсации ущерба не введен. Наши немецкие коллеги, по их же признанию, пока `не очень` доверяют друг другу. Неужели отечественный страховой бизнес, только недавно перешагнувший 15-летний рубеж, более прозрачен?
А. Знаменский: Положительный момент поправок - это прямое урегулирование. При нем страховщик, продавший полис ОСАГО и желающий сохранить клиента, должен продемонстрировать качество оказания услуги на протяжении всего срока действия договора. При этом страховые компании, выполнявшие функции представителей других страховщиков в субъектах РФ, набрали определенный опыт в прямом урегулировании претензий и будут находиться в более выигрышном положении относительно других страховщиков.
А. Кунакова: Сейчас при покупке полиса ОСАГО клиенту все равно, полис какой страховой компании ему продают: деньги будет получать не он, а потерпевший. При введении прямого урегулирования клиент будет выбирать страховую компанию, в которую ему самому придется ехать за выплатой, даже если он сам не виноват, а страховка виновника оформлена в другой страховой компании.
Здесь уже человек будет выбирать из серьезных участников рынка, имеющих положительные отзывы от своих клиентов, а также необходимую инфраструктуру в городе, где он проживает. Таким образом, произойдет перераспределение клиентов между крупными игроками, мелкие страховые компании будут стремительно терять клиентов (просто не смогут качественно обслужить), что приведет к более высокой убыточности и закрытию страхования как ОСАГО в данных компаниях.
А. Образцов: Получение выплаты в `своей` страховой компании весьма положительно скажется не только на уровне обслуживания клиентов, но и на развитии рынка в целом: клиенты будут выбирать более качественно работающие страховые компании.
Кстати, в этом случае и оценка ущерба работниками страховой компании наверняка будет адекватной, иначе это негативно скажется на имидже страховщика.
Без ГИБДД и на глазок
Алексей Ковязин: `Европейский протокол` вызывает еще бoльшие сомнения: неужели наши водители способны в столь стрессовой ситуации, как дорожно-транспортное происшествие, принять единое решение о причинах происшествия, правильно заполнить все необходимые документы и адекватно оценить размер ущерба?
Должен заметить, что 2 эксперта (оба с многолетним опытом такой работы) редко по одному и тому же случаю оценивают ущерб одинаково.
А. Знаменский: Введение европротокола можно назвать преждевременным. Упрощенный порядок оформления ДТП сделан в целом с благими намерениями, чтобы не создавать на дорогах пробок. Однако к такой схеме не готовы ни водители, ни страховщики.
Участники ДТП в подавляющем большинстве случаев не могут адекватно оценить реальной ущерб от аварии. А по тем схемам, с которыми сейчас сталкиваются страховые компании в извещениях о ДТП, сложно определить виновника ДТП, тем более когда извещение будет единственным документом, подтверждающим факт аварии.
А. Образцов: Негативные стороны у нововведений есть. Например, если вызов представителей страховщика или ГИБДД на место ДТП будет не обязателен, число случаев мошенничества значительно возрастет.
Но плюсы, конечно, перевешивают. Что касается некоторых шероховатостей в предлагаемых нововведениях, они могут быть усовершенствованы в процессе окончательного принятия или даже силами самих страховых компаний. Так, оценку `укладываются` ли повреждения в 25 тысяч можно организовать с помощью аварийного комиссара, если страховая компания, оформившая полис, добровольно предоставляет такой сервис.
Будет ли подорожание?
А. Знаменский: Тарифы по обязательному страхованию автогражданской ответственности могут вырасти на 20% через 1-1,5 года.
Где поправки бессильны
А. Кунакова: Мы прогнозируем в связи с поправками увеличение убыточности. Просто больше денег придется выплачивать и держать бoльший штат для урегулирования убытков. Но все это - лишь некие `косметические` изменения. Принципиально то, что до сих пор не создана единая база водителей с их личными коэффициентами бонус-малус. Невозможно подсчитать тарифы без корректной информации.
В настоящий момент любой водитель, у которого из-за его вины в ДТП повысился личный коэффициент (то есть должен применяться малус), имеет возможность прийти в другую страховую компанию, сказать, что он никогда нигде не страховался, и `обнулить` свою историю.
В заочном `круглом столе` приняли участие:
Алексей Ковязин, начальник Управления страхования
автотранспорта Страховой группы `Регион`
Андрей Знаменский, заместитель генерального
директора Страховой компании `Русский мир`
по автострахованию
Алина Кунакова,
заместитель директора филиала ОСАО `РЕСО-Гарантия`,
Санкт-Петербург
Алексей Образцов,
директор управления маркетинга Северо-Западного дивизиона
Страховой компании `Ренессанс страхование`
|