Территория `Измайловской перспективы`, на которой сегодня преобладают промышленные здания и объекты железнодорожной инфраструктуры, должна измениться. Об этом и о многом другом говорили на рабочей встрече губернатора Петербурга Валентины Матвиенко с президентом ОАО `Российские железные дороги` Владимиром Якуниным.
Когда-то отношения правительства Петербурга с железнодорожниками напоминали противостояние. Сегодня, как заявила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко на рабочей встрече с президентом ОАО `Российские железные дороги` Владимиром Якуниным, стратегических разногласий между российскими стальными магистралями и властями города нет, хотя поводы для дискуссий остаются. Потому предстоит провести ревизию достигнутых ранее соглашений и принять к ним дополнения.
В свою очередь, В. Якунин добавил, что отношения с правительством Петербурга можно считать модельными для развития региональной политики ОАО `РЖД`. Каждая из сторон выносит для обсуждения не абстрактные пожелания, а взаимовыгодные проекты, которые могут быть включены в бюджеты города и железнодорожной компании.
Среди них - инвестиционное развитие территорий железнодорожных станций Санкт- Петербург - Варшавский и Санкт-Петербург - Товарный - Московский, реконструкция `Американских мостов` через Обводный канал, строительство путепровода в створе проспекта Александровской фермы и новых вокзальных комплексов, благоустройство подведомственных ОАО `РЖД` территорий, выработка Генсхемы развития железнодорожной инфраструктуры (стыковка графиков и объемов инвестиций в петербургский железнодорожный узел на основе программ ОАО `РЖД` и Генплана развития города), организация тактового движения пригородных поездов, расширение объемов закупок железнодорожниками продукции и услуг петербургских предприятий.
При этом предусмотрены механизмы и оперативного взаимодействия. Например, когда потребовалось срочно выделить вагоны для доставки зерна из госрезерва на опустевшие заготовительные базы Петербурга, чтобы обеспечить городских хлебопеков сырьем для выпечки недорогих (социальных) сортов выпечки и стабилизировать цены на нее в магазинах.
Реконструкция старых территорий
Идея реконструкции городских территорий, на которой расположены объекты путевого хозяйства, возникла два года назад. В ОАО `РЖД` сели за стол переговоров на эту тему, потому что, как объяснил В. Якунин, когда город смыкает свои объятия вокруг старых станций, депо и ремзон, то рано или поздно настает момент, когда оказывается эффективнее строить новые объекты, чем кардинально модернизировать старые.
Что подтолкнуло власти Петербурга к проектам переноса железнодорожной инфраструктуры? В первую очередь, необходимость пробивки новых автомагистралей, параллельных уже существующим, для освобождения проезжей части улиц от `пробок` и поиск места для дополнительных парковок автомобилей поблизости от центра. Во-вторых, появится дополнительный стимул для развития зон, отведенных Генпланом под транспортно-логистические проекты.
Когда был именно так поставлен вопрос, появились инвесторы, готовые присоединиться к проектам комплексного развития территорий. Выяснилось, что ОАО `РЖД` готово выступить в необычной роли - девелопера. Ведь ее дочерние структуры имеют опыт реализации масштабных проектов строительства. Кроме того, перенос железнодорожной инфраструктуры все равно потребует привлечения как проектировщиков, так и застройщиков. Попутно они могли бы заняться обустройством освобождаемых территорий.
Без участия города, понятно, дело не сдвинется с мертвой точки хотя бы потому, что потребуются согласования градостроительной документации. Но если скооперироваться, то и для бюджета Петербурга реализация соответствующих программ обойдется дешевле.
Такой подход стал еще одним новаторским решением. По сути, появилась основа для перехода от концептуальных идей к выработке бизнес-планов и поэтапных графиков их реализации. В этом смысле прорывным может стать 2008 год. В 2010-м, при благоприятном стечении обстоятельств, завершится переезд железнодорожников в рамках проекта перевода железнодорожной станции Санкт-Петербург - Варшавский в зону Балтийского вокзала. И тогда можно будет вплотную заняться реконструкцией освободившейся территории.
Железнодорожники видят этот процесс масштабнее: предполагается одновременно начать модернизацию не только участка, которым сегодня владеет ОАО `РЖД`, но и целого ряда прилежащих к ним кварталов, что повысит ценность застраиваемой территории в глазах инвесторов. Речь идет о модернизации района Измайловской перспективы. Аналогично - решать вопрос с выносом в зону Шушары-2 хозяйства железнодорожной станции Санкт-Петербург - Товарный - Московский.
Как утверждает В. Якунин, просматриваются варианты софинансирования этого капиталоемкого проекта. Их предстоит согласовать с властями города.
Масштабные инвестиции железнодорожников
На рабочей встрече губернатора Петербурга с президентом ОАО `РЖД` также было предложено увеличить объем заказов железнодорожников в Петербурге. Если в 2007-м они оцениваются в 10,8 млрд руб., то контрольный показатель на 2008 год - 17 млрд руб. В дальнейшем объемы закупок могут также увеличиваться. Особенно если в Петербурге освоят выпуск подвижного состава для эксплуатации на рельсовых путях облегченного типа - вроде того, что предполагается для обслуживания линии скоростного трамвая на маршруте в Стрельну.
В реконструкцию `американских мостов`, как сообщил начальник Октябрьской железной дороги - филиала ОАО `РЖД` Виктор Степов, железнодорожники готовы вложить 4,3 млрд руб. При содействии с городом проект реконструкции намечено закончить в августе 2008 года. К этому же сроку запланировано завершить модернизацию путепровода в районе пр. Александровской фермы.
Таким образом, партнерство ОАО `РЖД` и правительства Петербурга выходит на новый уровень - от локальных проектов к масштабным долгосрочным программам, сочетающим интересы как железнодорожников, так и горожан.
|