В октябре исполнилось 110 лет со дня рождения Ильи Файнзильберга. Впрочем, еще в юности он решил, что будет жить под псевдонимом. Сменив в родной Одессе множество профессий, в начале 1920-х Илья отправился в Москву на поиски литературной славы. Талант, судьбоносные встречи и доля везения сделали его классиком. Роли случая в судьбе Ильи Ильфа был посвящен литературный вечер в книжном клубе `На Австрийской площади` в Петербурге.
Сегодня, когда мы говорим `Илья Ильф`, подразумеваем и его соавтора Евгения Петрова, и конечно же вспоминаем еще одно имя - Остап Бендер. Кстати, в нынешнем году - юбилей и у Великого комбинатора. Он родился ровно 80 лет назад в ночных кабинетах редакции газеты `Гудок`, где молодые литераторы ваяли свой роман. Именно `ваяли`, поскольку первоначально для них создание `Двенадцати стульев` было всего лишь халтурой.
Идею романа придумал брат Петрова - Валентин Катаев. Но маститому советскому литератору было недосуг тратить время на авантюрные истории, вот он и предложил начинающим писателям поработать на него `литературными неграми`. Ильф и Петров споро взялись за дело и за полгода создали шедевр.
К чести Катаева, он свои претензии на авторство снял тут же, как прочитал рукопись. Но соавторы в благодарность посвятили `Двенадцать стульев` своему наставнику и крестному отцу. Сегодня Великий комбинатор известен во всем мире.
Как утверждает создатель музея Остапа Бендера при Сестрорецкой городской библиотеке Анатолий Котов, про похождения обаятельного авантюриста снято в разных странах не меньше дюжины фильмов, во многих городах, как и в Петербурге на Итальянской улице, ему установлены памятники. Заметьте, не Ильфу и Петрову, а именно Остапу Бендеру!
Конечно же, многие исследователи гадают, кто послужил прообразом Бендера. Весьма популярной стала версия, что под этим именем выведен одесский проходимец Остап Шор. В последнее время ему посвящено немало публикаций и даже телевизионных фильмов. Впрочем, знатоки окружения Ильфа и Петрова склонны считать, что Остап Бендер больше похож на Дмитрия Ширмахера, другого одесского `деятеля`, владельца знаменитого в 1920-е литературного кафе, куда хаживали многие культовые фигуры эпохи: Валентин Катаев, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Семен Кирсанов...
А дочь Ильфа - Александра Ильинична свидетельствует, что по странному стечению обстоятельств всю молодость отца окружали Бендеры. Эту фамилию носили мясник, живущий рядом с домом Ильфа, один из преподавателей в училище, ряд сослуживцев в губернских учреждениях Одессы.
Но, скорее всего, у Великого комбинатора прототипа нет. Во-первых, идея романа, как мы уже отметили, не принадлежала Ильфу и Петрову. Во-вторых, как они сами признавались, Остап Бендер должен был быть второстепенным персонажем. Но он стал постепенно `выпирать из подготовленных для него рамок`, и соавторы не могли с ним справиться, как бы ни сердились на него `за нахальство, с которым он пролезал в каждую главу`.
Ни Ильф, ни Петров не дожили до сорока. Ильф умер от туберкулеза сразу после возвращения из США, где они с Петровым написали `Одноэтажную Америку`. Петров погиб во время войны. Река забвения должна была унести и Остапа Бендера. В конце 1940-х вышло постановление ЦК ВКП(б), запрещающее переиздавать романы Ильфа и Петрова, в них увидели пасквиль на советскую действительность.
К счастью, как воскрес в `Золотом теленке` Бендер после покушения на него в `Двенадцати стульях` Воробьянинова, так и романы о нем читатели не забыли. Творчество Ильфа и Петрова реабилитировали в 1956-м...
Как утверждает Анатолий Котов, в романах `Двенадцать стульев` и `Золотой теленок` есть не менее 30 ссылок на то, что Бендер бывал в Петрограде - Ленинграде. А может, он и сегодня с нами? И не только в виде памятника на Итальянской улице. Ведь подчас, читая Ильфа и Петрова, невольно задаешь вопрос: о каком времени они пишут - о 1920-х или 1990-х?
|