По данным Мининформсвязи РФ, 90% российских абонентов продолжают звонить в другие города и страны через `Ростелеком`. А это означает, что рынок услуг дальней связи остается по-прежнему монополизированным. В министерстве были вынуждены признать, что прежний курс на либерализацию сервисов требуется поправить.
Причин несколько - как объективных, так и субъективных. Во-первых, для того чтобы предоставить свободу выбора оператора, надо искоренить аналоговую телефонию и перевести ее на `цифру`. Это смогут сделать в целом по РФ не раньше 2009 года, а в большинстве субъектов СЗФО - во 2-й половине 2008-го.
Во-вторых, придется изменить российское законодательство. Сейчас выставить счет за междугородный звонок оператор может только на основании договора с абонентом. Поэтому, для того чтобы воспользоваться альтернативными услугами, абоненту надо написать заявление, отказаться от обслуживания `Ростелекома` и переоформить документ на альтернативного оператора.
Выбор пока небогатый
В Петербурге выбор ограниченный: полноценной заменой может служить только сервис компании `ММТ`. В принципе, действуют еще два оператора - `Голден Телеком` и `ТрансТелеком`. Но они заинтересованы в привлечении прежде всего корпоративных пользователей.
Недавно появились коды еще для нескольких операторов. Теоретически в перспективе в Петербурге могут предоставлять услуги дальней связи компании `Арктел` и `Эквант`. Но для региональной экспансии у `альтернативщиков` остается ряд препятствий.
Чтобы облегчить им выход на рынок, в Мининформсвязи РФ во 2-й половине 2008 года обещают абонентам предоставить два варианта выбора: традиционный договор на постоянное предоставление услуг дальней связи и так называемый горячий выбор, когда можно будет при звонке набирать код `Ростелекома` или другого оператора. Но для этого права абоненту все равно, по-видимому, придется относить телефонистам (в одну из дочерних компаний `Связьинвеста`) соответствующее заявление.
Всем известно, насколько, из-за незащищенности проводных сетей, велики риски получить счета на несуществующие междугородные или международные звонки от `Ростелекома`. А тут они еще только увеличатся: кто знает, какие счета выставит альтернативный оператор, как с ним потом выяснять отношения? Поэтому сложно ожидать, что либерализация рынка дальней связи в российских регионах в целом и на Северо-Западе - в частности после предложенных мер пойдет бурными темпами.
Поиск компромиссов
В Мининформсвязи РФ, очевидно, это понимают, поэтому ведут переговоры о дополнительных мерах по облегчению им доступа к рынку проводной телефонии. Заказаны даже исследования на эту тему профильным отраслевым институтам. Из них следует, что у монополистов остается немало уловок для того, чтобы снять свою долю прибыли с альтернативных операторов. Например, местные телефонисты могут потребовать плату за предоставление информации о клиентах, которые воспользуются правом `горячего выбора` операторов.
В связи с этим предстоит подготовить поправки к отраслевому законодательству (в пакете может оказаться не менее двух десятков документов), обеспечивающие недискриминационный доступ альтернативных операторов к сетям существующих операторов, включая линии связи и инженерную инфраструктуру.
Процесс предстоит непростой: монополии без компенсации своих выпадающих доходов позиции не сдадут. В противном случае у телекомов может не хватить средств для развития цифровых услуг и модернизации оборудования. А тогда сложно будет продолжать политику либерализации услуг связи. Придется искать компромиссы, которые будут стимулировать развитие как монополистов, так и поставщиков альтернативных сервисов.
Высокий рейтинг для проводов
Такие компромиссы возможны. На это указывает октябрьское постановление Правительства РФ, благодаря которому сотовые операторы стали полноценными игроками на рынке зоновой связи. Теперь они могут пропускать звонки с сетей местной фиксированной связи на сотовую через свои сети зоновой связи. Ранее они были вынуждены использовать для этого фиксированную зоновую сеть. Сейчас через нее идет только обратный трафик (от сотового оператора к местной сети). Это создает равные условия для компаний сотовой и проводной связи.
Такой расклад в целом делает позиции компаний проводной телефонии устойчивыми. Не случайно международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s подтвердило достаточно высокий рейтинг корпоративного управления `Северо-Западного Телекома` (`СЗТ`), а агентство Fitch Ratings повысило долгосрочный рейтинг его как эмитента российского фондового рынка с уровня с `A(rus)` до `A+(rus)`.
Рейтинг отражает доминирующие позиции `СЗТ` в своем регионе: компания контролирует практически полностью зональный трафик и около трех четвертей 75% рынка услуг местной связи, имеет хорошие предпосылки для развития, которые появились после поправок в госполитике на рынке связи в 2006-2007 гг.
Существенное увеличение прибыли `Северо-Западного Телекома` в этот период, считают аналитики Fitch, поможет ему компенсировать конкурентное давление на компанию в перспективе. Вероятность этого повышается благодаря грамотной стратегии ее развития.
В Мининформсвязи РФ полагают, что в итоге сумеют найти способ, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. В результате цены на услуги связи, по идее, в ближайшей перспективе должен будет сдерживать рынок.
|