Законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа по приведению этого акта в исполнение либо по его отмене.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 августа 2007 г. ? А42-7959/2006
Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа. В 2005 году оно являлось плательщиком единого налога на вмененный доход (ЕНВД), и, в силу положений статьи 346.26 НК РФ, не являлось плательщиком налогов на прибыль, на имущество организаций, единого социального налога и НДС.
Однако налоговая инспекция приняла решение о приостановлении операций по счетам Общества в связи с непредставлением деклараций по названным налогам. В период рассмотрения дела в суде первой инстанции инспекция отменила оспариваемое решение (по истечении 3 месяцев с момента приостановления операций по счетам).
Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении требований, так как отмененное решение налогового органа не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Позиция ФАС СЗФО
Кассационная инстанция считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
По смыслу приведенных процессуальных норм законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа по приведению этого акта в исполнение либо по его отмене, но лишь в том случае, если указанным актом были нарушены законные права и интересы заявителя.
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Добровольная отмена налоговым органом оспариваемого решения свидетельствует о признании иска, а не об отсутствии оснований для его удовлетворения. Поскольку в этом случае решение инспекции не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, у суда, в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ, не имелось оснований для отказа Обществу в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта налогового органа.
|