Прошедший высокий сезон показал, что принятую городскими властями программу по приему 5 миллионов туристов в год Петербургу выполнить вряд ли удастся.
Как свидетельствуют официальные заявления, в разгар туристского сезона 2007 года турпоток в Петербург вырос на 10%. Большинство принимающих туроператоров эта цифра удивляет. Ведь прямые и косвенные признаки говорят совсем о другой тенденции: туристов, приезжающих с культурно-познавательными целями становится все меньше. А вот число иностранных бизнесменов, посещающих город по делам, растет. И если считать их туристами, то, конечно, можно зафиксировать тот самый рост.
Во многих турфирмах отмечают, что в этом году весной и на белые ночи туристов приехало намного меньше, чем в 2006-м. Куда же делись настоящие туристы? Вот одна из причин: европейцу, к примеру, тур в Россию, включающий традиционное посещение Москвы и Петербурга, с перелетом обходится минимум в 1500 евро. За эти же деньги он может на две недели съездить в Китай. Японец предпочтет съездить в Европу, так как это обойдется ему в 2 раза дешевле.
Особенно недовольны туроператоры действиями петербургских отельеров. На фоне дефицита мест, который в городе так и не преодолен, многие крупные гостиницы подняли цены аж на 30%. В период белых ночей цена (для туристских групп) двухместного номера с завтраком была на уровне $170 в сутки и даже выше. Представитель одной турфирмы очень эмоционально выразился на этот счет: `Никогда в жизни европейские туристы за такие деньги в Россию не ездили. Никогда они не жили в номерах по двести долларов. Вся Европа значительно дешевле`.
По всему видно, что туриндустрия города продолжает испытывать проблемы. Но почему? Ведь разработана и принята властями специальная программа по развитию Петербурга как туристского центра, есть план действий. В заявлениях чиновников слышится беспредельный оптимизм. Правда, с мировыми центрами туризма город на Неве уже сравнивать перестали.
`По динамике посещения иностранными туристамиПетербург занимает второе место после Москвы, - доложила на очередном заседании начальник Управления по туризму Марианна Орджоникидзе. - В 2006 году было построено 9 новых гостиниц, в 2007-м - 7, на очереди строительство морского пассажирского порта, реконструкция международного аэропорта, создание сети мини-отелей`.
Между тем как раз этим летом у гостиничного бизнеса возникли серьезные трудности, особенно после изменений в законодательстве, связанных с запретом самостоятельно регистрировать останавливающихся на ночлег иностранцев. Защита от незаконных мигрантов ударила по интересам турбизнеса. Координационный совет, созданный при правительстве города, к сожалению, не помог снять проблемы петербургских отельеров.
Похоже, власти совсем не прислушиваются к тому, как оценивают предприниматели состояние отрасли. Вот лишь маленький пример. Зачем Петербургу устанавливать рекламные билборды в Амстердаме, Лондоне, Париже, если туристы из Европы все меньше едут в город на Неве по чисто экономическим причинам. А деньги из городской казны на такой пиар тратят, и немалые.
Уже сейчас очевидно, что обязательство, взятое городом ежегодно принимать в Петербурге 5 млн туристов, трудновыполнимо. Программа `5 + 5 + 5` превращается в мыльный пузырь. Дорого обошедшееся казне исследование, проведенное иностранной компанией, не стало откровением для петербургского турбизнеса. Однако обозначенные в нем проблемы до сих пор не решены.
|