В октябре завершается водная навигация на голубых дорогах Северо-Запада. Несмотря на хмурую погоду, настроение у туроператоров, связанных с этим рынком, приподнятое: финансовые результаты, достигнутые в теплом сезоне 2006-го, удалось улучшить.
Тенденции, зафиксированные на рынке водных путешествий на территории СЗФО, в целом корреспондируются с общими, характерными для аналогичных рынков других стран. Увеличилась доля туристов, которые выбрали водные маршруты хотя бы один раз за 10 лет. Если в 2000 году в круизах побывали 7 млн человек, то в 2007-м, как ожидают, их количество превысит 13 млн человек. Больше всего обожают путешествовать по водным маршрутам жители Северной Америки: их доля - 84% от всех туристов, побывавших в подобных рейсах.
Среднестатистический возраст пассажира круизного лайнера - 47 лет. 83% пассажиров женаты или замужем, но это не значит, что они непременно отправляются в путь всей семьей, хотя доля таких туристов достаточно велика. Самые популярные (53% от всех поездок) - недельные маршруты, а треть пассажиров выбирает короткие путешествия (до 5 суток). Плавание на 9-17 дней позволяют себе только люди с солидным достатком (таких 13% от всех клиентов).
Портрет иностранного круизного пассажира, который следует по голубым дорогам через Петербург, примерно такой же. Однако его возраст - чуть постарше. И доля выбирающих короткие маршруты - меньше (около 25%).
Среди тех, кто поднялся на борт белых теплоходов, по-прежнему больше гостей из-за рубежа. На длинном `плече` их около трех четвертей от всех пассажиров. А вот на коротком - иностранцев за последние 2 года стало меньше, а доля россиян, наоборот, выросла до 40%. В среднем их количество ежегодно увеличивается на 10-20%, что выше динамики среди зарубежных туристов.
На коротких маршрутах среди них зафиксирован даже некоторый отток: отпугивают ежегодные скачки цен на сервис в России на 6-8% в рублях. На фоне укрепляющегося рубля к доллару они воспринимаются еще чувствительнее. Российских же туристов это пока не смущает. Потому в высокий сезон (июль-август) теплоходы заполнены на 95-100%.
Однако в дальнейшем уровень цен на круизы подходит к критическому. В среднем на речных маршрутах стоимость одного дня туриста, если считать по двухнедельной поездке, оказывается примерно такой же, как и путешествие по водным маршрутам за рубежом, включая долю трансферта на авиаперелет.
На коротких маршрутах, правда, можно сэкономить, размещаясь в каютах нижнего уровня. Не радуют цены даже на прогулочных судах. Для сравнения: в Петербурге билет на метеор до Кронштадта сопоставим по стоимости с трехчасовым путешествием на катамаране вдоль побережья Испании. Получается, отдыхать на воде за границей дешевле, чем в СЗФО.
Можно предположить, что при таких тенденциях в дальнейшем приток иностранцев на речные круизы в Петербурге или сократится, или в нем увеличится доля весьма обеспеченных граждан. Вопрос в том, насколько готовы в городе на Неве к обслуживанию такого контингента.
За последние 10 лет в РФ был построен только один новый речной лайнер - по заказу из Татарстана. Возраст всего речного флота предпенсионный. У четырехпалубных теплоходов запас прочности еще максимум на 5-7 лет. А средств, если верить отечественным судовладельцам, им хватает только на модернизацию трехпалубных теплоходов, возраст которых еще больше, чем четырехпалубного флота. При этом меняется дизайн судов, а не начинка машинных отделений.
В сезон навигации 2007 года было выполнено свыше 400 круизов, из которых почти 300 - рейсы с заходом на остров Валаам.
В Петербурге пересекаются около четверти всех отечественных речных маршрутов.
Из 100 теплоходов, которые совершают в год 1,8 тысячи круизных рейсов по водным дорогам России, в городе на Неве останавливаются 39 судов. Из них 8 - ходят на коротких маршрутах.
|