Основной причиной многокилометровых очередей на границе Латвии и России стал растущий грузооборот между Российской Федерацией и странами ЕС. Только за последние 5 лет товаропоток через таможенный пост `Бурачки` (Псковская область) увеличился в среднем в 2 раза. Как следствие, во столько же раз превышена проектная пропускная способность поста, составляющая 300 грузовых машин в сутки.
В мае 2007 года в очередях на латвийской стороне простаивало в среднем 180-400 грузовиков, в июне - 580-900, в июле, августе и сентябре их было уже 650-1300. Каковы же причины?
Как правило, очереди на въезд в Россию со стороны Латвийской Республики возникают в большинстве своем в начале и середине рабочей недели. Это связано со стремлением перевозчиков к выходным дням выехать за пределы РФ (вернуться домой), что, в свою очередь, объясняет скопление машин на выезд из России в конце недели.
Для того чтобы хоть как-то сгладить положение, необходимо увеличение числа полос для грузовых автотранспортных средств. Но в принципе это не решит проблему, так как в таком случае придется увеличивать штат пункта пропуска почти в 2,5 раза.
На российско-латвийском участке границы в Псковской области действует всего 2 пункта пропуска: МАПП `Бурачки` Себежской таможни и МАПП `Убылинка` Псковской таможни, и таможенникам тяжело справляться с огромным потоком машин, которые следуют из Латвии в Россию.
Один из радикальных путей решения проблемы - открытие новых пунктов пересечения границы, что позволило бы немного разрядить обстановку.
Сегодня на границе, будь то российско-латвийская, российско-эстонская, работают различные контролирующие службы: таможенная, пограничная, фито-, ветеринарный контроль и другие. Поэтому при пересечении границы необходимо затратить много времени на их прохождение. Так, таможенное оформление и контроль в пункте пропуска `Бурачки` занимают около 20 минут, на остальные семь контролирующих служб приходится в среднем час. Разница очевидна.
Проблема увеличения пропускной способности и совершенствования государственного контроля - одна из самых сложных. Множество задач, которые были поставлены перед таможенниками, необходимо решить именно на МАПП `Бурачки`.
Еще 18 апреля 2006 года на совещании координационной группы по вопросам, направленным на увеличение пропускной способности и совершенствованию госконтроля в многостороннем пункте пропуска `Бурачки`, было отмечено, что необходима разгрузка пунктов пропуска путем перемещения государственных контролирующих служб за его пределы, но, тем не менее, весь комплекс мер государственного контроля должен осуществляться в полном объеме, исключая скопление транспортных средств.
С тех пор прошло больше года, но кардинальных изменений в лучшую сторону пока нет: тяжело и затратно.
В целях усиления таможенного контроля на границе и более эффективной деятельности таможенного поста в 2006 году началось строительство стационарного инспекционно-досмотрового комплекса. В июле этого года на МАПП `Бурачки` он был принят в эксплуатацию.
Строительные работы в основном выполнены, идет полным ходом благоустройство прилегающей территории. Подобраны специалисты для обучения. Применение ИДК в какой-то мере скажется на эффективности таможенного контроля и увеличении пропускной способности.
Но многое будет зависеть от качества и, конечно, темпов работы других контролирующих органов. Таможня на границе не одна, и в одиночестве ей с проблемами очередей не справиться.
|