В Смольном обсудили ход реализации крупного инвестпроекта по обеспечению безопасности в Петербургском метро. Он оказался на грани срыва из-за нестыковок в работе проектировщиков и подрядчиков.
Лот на создание волоконно-оптических линий связи и транспортной мультисервисной сети предусматривал строительство комплексной автоматизированной системы антитеррористической защиты метрополитена. На него претендовало несколько компаний, в том числе московских. Но победителем открытого конкурса на право разработки рабочей документации и выполнения строительно-монтажных и пусконаладочных работ стало ЗАО `Метроком`. Контракт оценивался в 456 млн руб.
В `Метрокоме` уже имели опыт в освоении крупных проектов в госсекторе: в частности, компанией были построены телекоммуникационные сети ряда комитетов правительства, управления Федеральной налоговой службы по Петербургу, управления ГИБДД ГУВД по Петербургу и Ленобласти, Северо-Западного таможенного управления и системы электронных торгов на биржах в городе на Неве. Велось поэтапное строительство волоконно-оптической сети в метро.
Когда в 2007 году речь зашла о модернизации системы видеонаблюдения и обеспечении служебной системы связи на линиях метро, то выбор подрядчика, контрольный пакет акций которого (55%) принадлежит КУГИ Петербурга, был закономерен.
После проведения конкурса прошло достаточно времени, но проект, по сути, так и не продвинулся. В `Метрокоме` ссылались на отсутствие проекта, который поступил едва ли не в начале октября. В результате сдвинулись сроки заказа оборудования. В `Метрокоме` теперь пообещали закрыть свои объемы работ в декабре. Но успеют ли за ними субподрядчики, с которыми вовремя не были заключены договоры?..
В правительстве Петербурга считают, что ход реализации этого проекта заставляет задуматься о системе организации работ, финансируемых из госбюджета. Проблемы начинаются с того, что проектирование стартует не сразу после того, как становится известен победитель конкурса, а только с момента открытия финансирования.
Фактически после периода бездействия наступает аврал. В проекте не успевают проработать детали. Время поджимает, и проект сдают в самом общем виде, без учета поставляемого оборудования (его выбирает подрядчик, а не проектировщик) и рабочих схем его подсоединения к сети.
Как следствие - невозможно составить общую смету расходов. А значит, из-за проектировщиков подрядчики не могут отчитаться за проделанную работу и на первых порах вынуждены работать без оплаты. Стимулов торопиться нет. Опять цикл простоев сменяет аврал.
Вывод очевиден: пора заказчику серьезнее относиться к планированию, с самого начала выделять пусковые комплексы и соответственно им - этапы оплаты работ. Это непросто: недовыполненные подряды `закрывать` актами о приемке работ нельзя (при проверках Счетной палаты такие факты квалифицируют как `нецелевое использование средств`).
Нелегко и согласовать эти этапы с отчетными датами бюджетного планирования (например, когда верстаются объемы финансирования на следующий год). Иначе деньги подрядчики снова получат с опозданием. И пока на этот счет универсальных рецептов не найдено.
Вот и получается: деньги в казне есть, но эффективно освоить их не всегда удается.
|