Несмотря на наличие развитой инфраструктуры туризма и большой потенциал, северная столица России занимает место во второй сотне мирового рейтинга городов, проводящих деловые мероприятия. Да и в целом наша страна замыкает четвертый десяток государств, практикующих индустрию MICE
Причины отставания
По сравнению с конкурентами, у Петербурга действительно есть преимущества, которые делают его исключительно привлекательным для организации деловых встреч. Благодаря уникальной красоте города, архитектуре, истории и культуре он легко может соперничать со многими столицами Европы.
Российская Северная Венеция располагает большим набором туристических услуг и, в принципе, готова обеспечить проведение любого делового мероприятия (вплоть до саммита G8). Однако в цепочке их организации есть и несколько слабых звеньев, из-за которых мы остаемся в аутсайдерах.
По данным консалтинговой компании Mercer (при исследовании она учитывала около 40 различных параметров, способствующих развитию business travel), самым благоприятным в мире городом для делового туризма является Цюрих. Следом за ним идут Женева, Вена, канадский Ванкувер и новозеландский Окленд. Российские города не попали в первые 50 позиций основного рейтинга, и лишь по качеству медицинских услуг и санитарным условиям Петербург, Новосибирск и Казань получили, соответственно, 184-е, 182-е и 174-е места (Москва - на 201-м).
- Мы ежегодно становимся свидетелями отказов международных оргкомитетов от проведения своих мероприятий в Петербурге, - сказала менеджер по маркетингу специализированной компании `Мономакс` Александра Юркова. - И проблема эта, безусловно, комплексная. Она основывается на непропорциональности соотношения `цена - качество` по всем позициям: на нехватке соответствующих мировым стандартам площадок, недостатке номерного фонда в отелях в высокий сезон, а также на регулярно возникающих трудностях с транспортным обслуживанием и обеспечением безопасности.
Объем рынка делового туризма северной столицы имеет самые разные оценки (до $50 млн). Это объясняется как отсутствием достоверных данных (единого центра учета нет), так и путаницей при отнесении тех или иных мероприятий к данной сфере. На протяжении последних лет он растет: проведение только Международного экономического форума в этом году оценивается в $15 млн.
Однако количество имеющих международный статус, большой общественный резонанс и внушительный список участников мероприятий невелико (даже в пиковые месяцы `белых ночей` их не более 5-6), а в низкий сезон подходящие площади нередко простаивают. Да и число компаний, специализирующихся на этом сегменте туризма, остается неизменным: в городе их не больше полутора десятков. А состоящих в международных специализированных объединениях и вовсе единицы.
- На мой взгляд, это напрямую связано с недостаточным продвижением Петербурга как делового центра на мировом рынке, с отсутствием четко разработанной стратегии. - считает коммерческий директор компании `Конгресс-турне` Ольга Чистякова. - Каждый из игроков рынка работает в своем направлении, а вот координации их усилий на уровне города нет. Нет центра, занятого его позиционированием и внутри страны, и за рубежом, который бы действительно эффективно работал. Наверное, по этой причине у нас отсутствует и единый, спланированный хотя бы на полгода вперед, календарь событий в секторе business travel, без которого организаторам трудно выполнять даже имеющиеся заказы.
Однако не только серьезные проблемы развития инфраструктуры туризма тормозят процесс вхождения Петербурга в мировую элиту, что наглядно, с помощью слайдов, и продемонстрировала одна из немецких участниц состоявшейся в рамках INWETEX международной конференции `Индустрия конгрессов и делового туризма`. Когда она показала, в каком состоянии находятся входы и таблички с названиями многих петербургских музеев (в том числе в очень популярный у иностранцев музей Достоевского), по залу прокатился вздох сожаления. Другим словом, как `стыдно`, этот видеоряд назвать было трудно...
Процесс идет
Вместе с тем уже сейчас Петербург на высоком организационном уровне может проводить съезды с участием до 2 тысяч человек. К XI Международному экономическому форуму в `Ленэкспо` построен новый павильон. Кроме того, на стадии разработки находятся еще 3 проекта: планируется строительство конгресс-центра европейского уровня в районе Пушкина, выставочно-конгрессного центра во Всеволожском районе Ленобласти и конгресс-центра `Константиновский`, который Управление делами Президента РФ намерено возвести рядом с морской резиденцией президента `Дворец конгрессов` в Стрельне. Для его строительства выделено 20 га пустующей земли между восточным крылом госкомплекса `Дворец конгрессов` и территорией Государственной академии им. Макарова.
Доминантой комплекса должен стать многофункциональный зал на 2,5 тысячи посетителей, где предполагается проводить не только крупные международные форумы, но и концерты, и даже ледовые шоу. Там появятся репетиционные площадки, гостиницы, ландшафтный парк, кафе, рестораны и экспозиционные пространства.
Растут и затраты на рекламу Петербурга как туристического центра: в этом году будет потрачено 150 млн рублей (на 30 млн больше, чем в прошлом). 45 млн рублей город на Неве потратит на наружную рекламу в европейских столицах и Токио, столько же - на участие в выставках и организацию презентаций, а остальные средства пойдут на выпуск буклетов, открытие за границей (в частности, в Праге) туристского офиса, прием иностранных журналистов, организацию `Службы ангелов` и `Контакт-центра`, которые помогают иностранцам ориентироваться в северной столице.
Однако пока реклама особых результатов не приносит - существенного прироста числа туристов из тех стран, где уже проходила рекламная кампания, не зафиксировано. По данным РСТ, если в 2003-м и 2004-м Петербург посетили около 3,5 млн туристов, то в 2005 году турпоток сократился до 2,5 млн человек, а в прошлом году подрос почти до 3 млн. Возможно, это происходит из-за недостатка средств: Греция, к примеру, в этом году потратит на свою рекламу $40 млн, а Турция - около $120 млн ($12 млн из них - в России).
Предпочтения деловых туристов
Фактор % от числа
опрошенных
Удобное расположение гостиницы - 78
Чистота и комфорт в номере - 67
Стоимость проживания - 55
Прошлый опыт проживания в гостинице - 55
Рекомендации друзей и коллег - 45
Дополнительные услуги, в т. ч. конференции - 33
Питание - 22
Услуги бизнес-центра - 15
Программы для постоянных клиентов - 2
Источник: Клуб отелей The Hotels Club
|