Новая редакция Федерального закона о туристской деятельности, разрешающая заниматься этим видом бизнеса с 1 июня 2007 года любому юридическому лицу, имеющему договор страхования гражданской ответственности, вызвала немало кривотолков и опасений как среди представителей турбизнеса, так и среди туристов. Свои суждения на этот счет высказали корреспонденту `ЭВ` заместитель начальника отдела по туризму государственного комитета Псковской области по культуре и туризму Тамара Прозорова и генеральный директор псковской фирмы `Интурист` Александр Соколовский.
- Накануне отпусков вдруг выяснилось, что сразу тридцать три псковские фирмы остались за бортом турбизнеса. А их в области - чуть более сорока. Неужели псковские турфирмы так слабы, что им отказывают в регистрации?
Т. П.: Во-первых, никакого ажиотажа на рынке туристических услуг не ожидается, потому что туризм, к сожалению, удовольствие дорогое, и купить путевку может позволить себе пока лишь 0,2% населения области. А во-вторых, эти фирмы остались не `за бортом`, а просто успели к тому времени пройти регистрацию.
- Давайте поговорим о фингарантиях. У туроператора появились дополнительные расходы, которые нужно как-то возмещать.
Т. П.: Ну, стоимость путевок и без того растет ежегодно в силу известных причин. Наверное, в конечном итоге может подрасти их цена и в связи с обременением туроператоров финансовыми гарантиями. Но, думаю, не намного. Потому что и туроператоры, и их агенты заинтересованы в росте клиентуры. Кроме того, чтобы делать какие-то выводы, фирмам нужно поработать хотя бы полгода в новых условиях.
А. С.: Наша фирма заключила договор о страховании гражданской ответственности на самых льготных условиях, поэтому вздувать цены не намерена. Тем не менее мы, конечно, начнем анализировать свои затраты, чтобы посмотреть, сможем ли не только вернуть страховые взносы, но и получить прибыль. И так поступят все турфирмы. Возможно, мелкие посчитают, что им выгоднее переориентировать свой бизнес, скажем, на внутренний туризм, где размер фингарантии всего 500 тысяч рублей. Или - на экскурсионную работу, где никакой финансовой ответственности вообще не предусмотрено. А может быть, какой-то туроператор пожелает перепрофилироваться в турагентство. Время, экономический анализ и реалии рынка каждого поставят на свое место.
- Размер страховой гарантии через год будет
удвоен. Вам не кажется, что 300 тысяч рублей страховых взносов для небольшой региональной фирмы - достаточно тяжелая ноша?
Т. П.: Так решил законодатель, и объективно это, конечно, играет на руку крупным туроператорам. Но, с другой стороны, у них ведь и качество турпродукта повыше. Кто хочет выжить - пойдет в агенты к солидным туроператорам или объединится с другими такими же мелкими фирмами, то есть поднимет свой бизнес и качество услуг на более высокий уровень.
А. С.: Безусловно, размер финансовой гарантии ориентирован на крупные фирмы, которые работают с большими потоками туристов и, следовательно, больше рискуют нарваться на крупные иски. Но закон един и не делает послаблений для мелких туроператоров. Значит, им нужно работать внимательнее - нарабатывать деловые связи и опыт, подбирать профессиональную команду, оперативно реагировать на конъюнктуру рынка. Словом, крутиться, чтобы не подставить своего страхователя на эти 5 млн руб. Хотя, честно говоря, я не представляю, как можно `попасть` на 5 миллионов, отправив наших туристов, скажем, в Эстонию. Для этого надо очень сильно постараться, причем вместе с эстонскими партнерами.
- Тем не менее каждый туристский сезон появляются скандалы, связанные с нарушением туроператорами договорных условий.
Т. П.: Я не могу припомнить таких случаев с псковскими фирмами. Возможно, лет пять-шесть назад у туристов, посещающих наш регион, были проблемы с питанием, но они уже давно в прошлом. Сейчас недостатка в кафе и ресторанах нет. А вот проблемы у российских туристов за рубежом - довольно распространенное явление. Вот почему и внесены изменения в закон о туристской деятельности. Он должен защищать права и интересы наших туристов, и прежде всего тех, кто выезжает отдыхать за границу.
А. С.: Все эти скандалы происходят не потому, что туроператор хочет обмануть туриста, а, главным образом, из-за ошибок и недостаточной квалификации персонала турфирм. Я уже давно в этом бизнесе и пока еще не встречал мошенников. Тем более - в Пскове, который, в общем-то, мал и все предприниматели хорошо знают друг друга. Финтить просто нет смысла - рынок накажет.
P. S. Вместе с тем нововведения породили новую опасность, которая возникла с отменой лицензирования туристской деятельности. По данным ассоциации туроператоров Северо-Запада `АСТУР`, за последние несколько месяцев в одном только Пскове появилось шесть новых туристических агентств.
`Никогда до этого число турфирм не росло такими темпами, - рассказала руководитель ассоциации Галина Самохвалова. - Между тем нам неизвестно, кто создал эти компании и с какими намерениями они пришли на рынок. Не исключено, что кто-то из них окажется однодневкой`.
И для таких сейчас действительно созданы все условия: проверять лицензии турагентств просто нет смысла, поскольку они отменены. Единственным доказательством надежности остается договор с туроператором, подделать который не составляет труда. Конечно, можно связаться с туроператором и выяснить, работает ли он с данной фирмой. Но где вы видели таких дотошных туристов? Остается надеяться на Роспотребнадзор - единственный госорган, который должен отслеживать качество предоставляемых услуг. Однако там начинают проверку только тогда, когда вас уже обманули.
Видно, что законодатель не до конца просчитал последствия нововведений в Закон `Об основах туристской деятельности в РФ`.
|