Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Полеты во сне и наяву - ЭиВ N 39 (674)
ТРАНСПОРТ
Полеты во сне и наяву
No. 39 (674) 15.10.2007
Александр ВОЕВОДИН
На прошлой неделе вице-премьер РФ Сергей Иванов объявил о необходимости ужесточить требования к российским авиаперевозчикам. В том числе - повысить ответственность за ущерб, нанесенный пассажирам, и увеличить штрафы за задержки рейсов.

В частности, начало осени и конец лета заставили поволноваться пассажиров, пользовавшихся услугами ГТК `Россия`. В середине сентября рейс на Корфу (Греция) был задержан в аэропорту Пулково на 7 часов из-за поломки Ту-154М.

Ситуация повторилась в конце сентября, когда такой же самолет не смогли вовремя отправить из города на Неве, и в результате в Краснодаре отправку пассажиров в Петербург задержали на три часа. В город на Неве самолет прибыл далеко за полночь, и многие пассажиры были вынуждены добираться домой не общественным транспортом, а на такси.

В начале сентября самолет ГТК `России`, выполнявший полет Петербург - Шереметьево, вынужден был совершить экстренную посадку в Пулково: у него отказал один из двигателей.

В августе в Пулково зафиксированы еще три нештатные ситуации. Первая связана с рейсом в Салоники: Ту-154 вернули в Петербург, потому что при взлете у него не сложилось шасси. Вторая - с самолетом Ил-86, направлявшимся в Норильск, в салоне которого, после того как пассажиры заняли свои места, появился дым, из-за чего людей пришлось эвакуировать. Третья - с воздушным судном, выполнявшим рейс в Тунис: из-за технической неисправности на борту пассажирам пришлось ждать отправления около 5 часов...

Статистика других авикомпаний - также удручающая. Вот только некоторые из самых вопиющих эпизодов, произошедших при полетах на московском направлении. В начале октября в московском аэропорту Внуково после запуска двигателя на самолете Ан-24 авиакомпании `ЮТэйр` треснул винт, и куски лопастей повредили фюзеляж.

В августе самолет `ВИМ-авиа`, вылетавший из Барселоны (Испания) в Москву, был задержан почти на сутки из-за трещины в лобовом стекле...



Нарушения прав пассажиров



В авиакомпаниях могут откладывать вылет транспортных средств не только по техническим, но и по экономическим причинам. Скажем, если чартерный самолет оказывался полупустой, расписание могли изменить с таким расчетом, чтобы сдвоить два ближайших рейса в одном направлении. К нестабильности чартеров пассажиры уже давно привыкли.

После усложнения процедур досмотра в аэропортах, связанных с ужесточением мер по борьбе с терроризмом, пассажирам пришлось смириться с тем, что теперь им надо прибывать в аэропорт за два часа до вылета. Иначе велики риски не пройти необходимые процедуры.

После этого особенно досадно узнать, что и на регулярных рейсах взлет могут задержать на 20-40 минут. О причинах даже не объявляют: пассажиры просто сидят с пристегнутыми ремнями и ждут, когда самолет начнет выруливать на старт.

Ранее за сбои в работе ответственности авиакомпании практически перед пассажирами не несли. Инструкции, не менявшиеся с середины 1980-х, открывали множество лазеек для нарушений прав потребителей авиауслуг.

Изменить сложившуюся практику призваны новые Федеральные авиационные правила обслуживания пассажиров. Они должны были вступить в действие еще летом: в Минтрансе РФ их утвердили в июне, но в Минюсте документ зарегистрировали только в конце сентября. Короче, очередной туристический сезон, сопровождающийся утомительными задержками рейсов, остался позади.



Новые правила



Впрочем, особых гарантий, что новые правила избавят пассажиров от старых проблем, нет. Российские нормативы, конечно, лучше защищают права пассажиров, отправляющихся чартерными рейсами. Однако они мягче европейских. Так, неисправность лайнера или требования госорганов, отвечающих за безопасность полетов, в Европе не признают обстоятельством, освобождающим авиаперевозчика от ответственности перед пассажирами за задержки рейсов.

Борт нужно готовить заблаговременно. Соответственно - выполнять прогон двигателей и другие контрольные процедуры. Если выявится неполадка - поставить резервный борт на замену неисправному самолету. Если его нет, то придется платить солидные компенсации пострадавшим пассажирам.



Проблемы старые



Ссылка российских авиаперевозчиков на технические проблемы или метеоусловия - своего рода индульгенция. Достаточно просто обеспечить пассажиров элементарными условиями во время ожидания. После двух часов задержки они получают право на два телефонных звонка (как вариант - два сообщения по электронной почте) и прохладительные напитки. Если задержка превысит 4 часа - на горячее питание, 8 часов днем или 6 часов ночью - на размещение в гостинице с доставкой туда вместе с багажом. И все это - за счет авиаперевозчика.

Правда, механизм реализации этих прав определяют сами авиакомпании. Потому телефон может оказаться один на несколько сотен пассажиров. Гостиница - ближайшим общежитием. Горячее питание - чашкой бульона. После этого взыскивать ущерб через суд может оказаться делом бесполезным.

Порядок начисления штрафов в пользу пассажиров и компенсации по страховке также весьма туманный. Юристы авиакомпаний при желании найдут в новых документах зацепки для сведения к минимуму ответственности перевозчиков.

Если на маршруте нет конкурентов, то владельцы самолетов по-прежнему смогут диктовать свои правила игры и, не улучшая сервис, поднимать тарифы. Только конкуренция заставляет их идти навстречу пассажирам. В частности, появление сервисов других компаний (S7 Airlines и SkyExpress) на рейсах Москва - Петербург заставило ГТК `Россию` изменить условия полетов. Только вот таких маршрутов в РФ, увы, пока немного.

Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru