В конце сентября на прошедшем в Иваново очередном собрании Союза городов Центра и Северо-Запада России, объединяющем
26 муниципалитетов, речь шла о катастрофическом состоянии муниципальных дорог, большинство из которых не ремонтировали несколько десятилетий.
Плохие дороги в России - тема такая же вечная, как и сами дороги: к их разбитому состоянию, создающему неудобства и аварийность, кажется, все уже привыкли. Между тем проблема неблагоустроенных дорог грозит стать серьезной социально-экономической и политической проблемой.
Так, в Великом Новгороде весной, когда транспортные артерии в очередной раз предстали во всей своей неприглядности и убогости, грамотно поданная дорожная тема с организацией пикетов и митингов против плохих дорог помогла набрать дополнительные очки одной из политических партий. После этого областные власти озадачились решением проблемы, выделив из бюджета субъекта Федерации более 100 млн руб.
Сейчас центральную часть Великого Новгорода не узнать. Основные улицы уже отремонтированы или перекрыты для транспорта и пешеходов: там ремонт еще продолжается. B июле впервые за последние 10 лет город целенаправленно получил федеральные деньги на ремонт дорог.
Столичный `подарок` в сумме 172 млн руб. осваивают три подрядные организации, выигравшие муниципальный конкурс, итоги которого стали известны 14 сентября. Новгородские улицы приводят в порядок победители тендера: `Интерстройархитектура` из Петербурга и новгородские `ДЭП-77` и `Ремстройдор`.
Ремонт, далекий от идеала
Как отметил Николай Хатунцев, председатель комитета по ЖКХ Великого Новгорода, ремонтные работы ведутся в авральном порядке. Москва требует отчетов об освоенных средствах уже в этом году, на основании которых будут принимать решения о финансировании ремонтов в будущем.
Конечно, те работы, которые ведут сейчас, далеки от идеала, предполагающего полную реконструкцию, замену основания и строительство новой `подушки` дороги. В условиях плывущего торфяного грунта, на котором построен город, такой ремонт крайне актуален. Однако на такую глобальную реконструкцию даже всех выделенных средств не хватит. Потому ремонт дорог в Великом Новгороде - косметический: снятие старого слоя дорожного полотна - укладка нового асфальта, благоустройство газонов.
Похожая картина наблюдается во многих российских провинциальных городах. Результаты анкетирования, проливающего свет на реальное состояние и перспективы развития муниципальных дорог, проведенного дирекцией Союза городов Центра и Северо-Запада России среди 22 городов, суммарная протяженность которых оценивается более чем 6 тыс. км, выглядят удручающе.
В Архангельске, Великом Устюге потребность в капитальном ремонте дорог достигает 90%. В Великом Новгороде, Владимире, Калининграде, Нарьян-Маре, Тихвине, Твери капитально отремонтировать необходимо 50% городских автомагистралей. В Петрозаводске - четвертую часть.
Как всегда, проблема - в средствах
В муниципалитетах уверены, что без сторонних инвестиций сделать это почти нереально. Например, Петрозаводск оценивает свою потребность в строительстве и реконструкции дорог в 4 млрд руб., Калининград - в 17 млрд руб., Архангельск - в 20 млрд руб.
`Очевидно, что эти цифры в разы превышают возможности городов и без участия органов власти, причем не только субъектов РФ, но и федеральной, проблему не решить`, - прокомментировал исполнительный директор Союза городов Центра и Северо-Запада России Александр Васильев.
Похоже, это понимает и сама федеральная власть. Если до 2003 года бюджет РФ в содержании муниципальных дорог не участвовал вообще, передав это `почетное право` муниципальным и областным бюджетам, то сейчас ситуация изменилась. В 2004-2005 гг. счастливыми обладателями направленных на эти цели федеральных денег стали Калининград (290 млн руб.) и Череповец (2,7 млн руб.).
А в 2007 году на ремонт и реконструкцию дорог города впервые напрямую из федерального бюджета получили 2,5 млрд руб. Теперь картина финансового решения дорожной проблемы выглядит по-другому: доли федерального, областного и городского бюджетов в ремонте муниципальных дорог составили, соответственно, 41%, 32% и 37%.
Хотя в городах не сомневаются, что уже к 2008 году состояние муниципальных дорог заметно улучшится, копившееся за годы недоремонтов отставание догнать за короткое время не получится. В последние 3 года из-за хронической нехватки средств реконструкция и строительство дорог для большинства городов оказались непозволительной роскошью. Из 22 городов - членов Союза `такую роскошь` могли позволить только 10, при этом объемы выполненных работ большими не назовешь.
Дорожное `счастье` - не в деньгах?
Значительные денежные вливания не приносят муниципалитетам долгожданного `дорожного счастья`. Увеличение объемов финансирования не ведет к такому же росту объемов отремонтированных площадей. Причина - в росте цен на энергоносители, стройматериалы и сами услуги. В результате если в 2003-м на каждую тысячу рублей удавалось отремонтировать почти 2,5 кв. м улично-дорожной сети, то в 2006-м той же тысячи едва хватало на 1 кв. м.
Немалые проблемы создает и невысокая конкуренция на рынке дорожно-строительных работ, а также формирование больших лотов, доступных крупным предприятиям, но плохо `перевариваемых` малым бизнесом.
Из-за этого конкурсы на заключение муниципального контракта часто признаются несостоявшимися, а исполнителями муниципальных заказов выступают одни и те же, как правило, государственные организации. Например, в Великом Новгороде и Нарьян-Маре до последнего времени все дорожно-строительные работы вели только государственные и муниципальные предприятия.
В то же время в Тихвине, Калининграде, Твери, Костроме более 75% работ выполняют частные предприятия. Во Владимире, где малый и средний строительный бизнес достаточно развит, муниципальный заказ выполняют 16 предприятий. Из них - 7 частных (51% выполняемых работ), 6 - смешанной формы собственности( 21%), 2 - государственных (18%) и 1 - муниципальное (10%).
Ну а качество? А качество - потом
Проблема хороших дорог не только в количестве освоенных денег. Главная головная боль - качество ремонта. К сожалению, авральные методы работы наряду с уровнем используемых технологий высокого качества не гарантируют. Почему? Дорого, долго, не хватает знаний и специалистов.
Проведенное дирекцией Союза городов Центра и Северо-Запада России исследование показало, что из 22 городов новые материалы при ремонте дорог используют только в 11 муниципалитетах, новые технологии - лишь в 7. `При этом некоторым из этих технологий и материалов уже по 10 лет, так что новизна их весьма относительная`, - заметил Александр Васильев.
Председатель комитета по ЖКХ Великого Новгорода Николай Хатунцев отмечает, что гарантийный срок ремонтируемых сейчас в городе дорог - 2 года. При этом от того, что переделывать дорогу придется уже через месяц, никто не застрахован.
В августе в Великом Новгороде наконец-то отремонтировали самую длинную городскую магистраль - улицу Большую Санкт-Петербургскую. Но не успел высохнуть асфальт, как ремонт пришлось начинать заново: строители раскопали часть полотна из-за аварии в инженерных сетях. Сейчас в этом месте - `временная пломба`, как назвал ее Николай Хатунцев. Постоянную будут ставить позже, когда осядет грунт.
Н. Хатунцев уверяет, что коммунальщики ведут ремонт сетей наиболее щадящими способами. Проблема в том, что аварии могут случиться в любое время и где угодно: в городе 80% канализационных, водопроводных и тепловых сетей изношены и требуют замены...
Великий Новгород не исключение из правил, такое положение - в большинстве российских городов. Потому, считают в муниципалитетах, решать дорожную проблему нужно комплексно. Латание дыр, наведение косметики - лишь временные меры. Реконструкцию дорог нужно начинать с проектов, предусматривающих, в том числе, и обновление инженерно-коммунальных сетей, - уверены городские власти.
Инженерные сети, расширение проезжей части, тротуары, газоны, пешеходные зоны, озеленение - для этого нужна проектная документация. А это дорогостоящие работы, доля которых в самом проекте может достигать 30%. И на это тоже, получается, нужны дополнительные средства и... гарантии.
На собрании Союза городов на этот счет прозвучало много неожиданных и интересных предложений. Например, выставлять на конкурс не только собственно ремонт дорог, но и подготовку проектов, по которым они будут выполняться. Или закладывать в едином лоте и ремонт, и дальнейшую эксплуатацию обновленной дороги сроком 5 лет и более, чтобы подрядчик нес ответственность за качество. Определить единый для всех унифицированный подход по организации ремонта и содержанию улично-дорожной сети, обратившись к опыту других стран.
Может быть, тогда бездарно `закапывать в песок` миллионы бюджетных средств, выделяемых на искоренение одной из главных российских бед, не придется?
|