Крупные иностранные компании продолжают приходить на рынок СЗФО посредством покупки местных предприятий или заключая договоры с торговыми предприятиями, в том числе сетевыми. Эксперты предпочитают называть этот процесс не слишком масштабным, хотя признают, что рынок продолжает идти по пути укрупнения бизнеса и расширения географии охвата.
Так, ГК `ОГО` в состав которой, помимо хлебозаводов, комбинатов по производству кормов и других направлений, входят ООО `ПТФ Няндома бройлер`, ОАО `Череповецкий бройлер`, ОАО `Птицефабрика Шекснинская`, с конца августа стала владельцем еще и Русско-Высоцкой фабрики (Ленинградская область).
Продолжает оставаться актуальной ситуация с падением интереса к мясному животноводству. Производство говядины требует значительных финансовых вложений, а прибыль приносит не скоро. Именно поэтому еще в 2005 году производители стали массово строить свиноводческие фермы, что, как утверждают эксперты, спровоцирует перепроизводство свинины.
На говядину спрос в РФ есть, поэтому ее будут продолжать закупать в Австралии и Новой Зеландии. Хотя некоторые сельхозпредприятия вкладывают средства в ее производство: в августе ЗАО `Ручьи` объявило о своих планах вложить 3 млн евро в производство этого мяса, но таких предприятий по Петербургу и Ленобласти менее десятка.
С импортерами придется жить дружно
Конфликт с Польшей относительно ограничений поставок в Россию мяса из этой страны, приобретший было политическую окраску, окончательно перешел в ведение специалистов в области санитарии. Мясо, которое не желала принимать российская сторона, в августе этого года было признано инспекторами Еврокомиссии потенциально опасным для здоровья человека.
После результатов этой проверки Еврокомиссия уже не сможет упрекать Россию в `небрежности в выполнении текущих обязательств`, как это было раньше, а также ставить под вопрос вступление России в ВТО из-за неумения соблюдать договоренности.
Эксперты полагают, что такая постановка вопроса Польшей стала возможной потому, что в Евросоюзе хорошо известно, как наши переработчики зависят от импорта и что Россия в преддверии вступления в ВТО не сможет сократить квоты.
Сети перехитрили сами себя
Региональные предприятия СЗФО нашли свой путь вхождения на местный рынок: стали открывать фирменные магазины `от производителя`, как, например, поступили `Великолукский мясокомбинат`, ГК `Адепт` (Великий Новгород).
Большинство маркетологов считают, что регионалы выбрали очень продуктивный путь для решения вопроса о своем присутствии в крупных городах. Ни для кого не секрет, что представить свою продукцию на полках ритейлеров можно, только заплатив входной взнос, который по карману далеко не всем. Со своей стороны, сети в договоре с поставщиком прописывают 100% возврат продукции, в случае если она не будет реализована.
Регионалы, открывая фирменные магазины, уходят от лишних затрат, при этом их торговая точка становится магазином `у дома`, где, кроме мясной продукции, есть сыр, хлеб, молоко и даже ликеро-водочная продукция. Таким образом, эти магазины составляют конкуренцию сетям, куда из-за высоких `входных` стремится все меньше производителей; как следствие - ассортимент у ритейлеров становится узким.
Эксперты полагают, что вскоре сетям придется менять свою политику. А перспективы фирменных магазинов мясопереработчиков оценивают очень позитивно, так как регулярные продажи обеспечат их продукции постоянное высокое качество.
Мнения экспертов
Мушег Мамиконян,
председатель правления Мясного союза России:
- Переработчики вынуждены покупать то, что выгодно и удобно для производства именно сегодня. У мясного сырья есть спецификации: деление на категории по дальнейшей переработке. Эти показатели у импортного мяса, например свинины, разнообразнее, чем у отечественного. Спецификаций свинины отечественного производства всего три, тогда как на мировом рынке их около 30. Зарубежное сырье превосходит наше и по предложению, и по способу упаковки. Российские производители смогут выдержать конкуренцию с иностранцами, если будут иметь средства для модернизации, если правильно организуют технологический процесс, как, например, белгородские, липецкие производители.
Сегодня АПК базируется на программе насыщения рынка, но пока спрос растет быстрыми темпами, и мы не можем его удовлетворить. В рамках ВТО Россия добилась квот: это стимулирует собственное производство; потом Россия вытеснит импорт и сама будет экспортировать.
Александр Костин,
заместитель генерального директора ООО `Геликон +`:
- Одновременная реализация нацпроекта `Развитие АПК` и препятствующая этому внешняя политика государства по части импорта для нашей страны - это вполне нормальное столкновение двух позиций. Властные структуры тормозят процесс, который сами же инициировали; не стоит также забывать и о бюрократизме чиновников на местах.
Около 80% наших производителей используют импорт, потому что наше сырье не соответствует требованиям по многим параметрам. Думаю, что все дело в комбикормах. Например, выкормить скотину для получения мраморного мяса у нас невозможно, из нашего сырья нельзя приготовить деликатесный продукт, туши наших свиней и коров весят меньше, чем импортные. Если в России пока не могут производить нормальное сырье, почему бы тогда не обеспечить переработчиков иностранным? Но в этом случае государство должно контролировать ценовую политику со стороны иностранных поставщиков с учетом нашей инфляции, а этого не происходит.
Елена Тюрина,
генеральный директор Института аграрного маркетинга, Москва:
- Многим отечественным производителям, ориентированным на производство продуктов низко- и среднеценового сегментов выгоднее работать на более дешевом импортном сырье, поэтому переключение на дорогое отечественное сырье как соблюдение намеченных планов по реализации нацпроекта `Развитие АПК` для них коммерчески невыгодно.
Сегодня растет спрос розничного рынка на российскую продукцию высокоценового и премиального сегментов (птица, свинина), что позволяет производителям прогнозировать увеличение продаж. С крупным рогатым скотом - ситуация хуже. Спрос на сырье есть, но нет инвестиций; нет и специального производства мясной говядины, так как она - всего лишь побочный продукт молочного производства.
Ожидаемый рост производства свинины при существующем объеме импорта приведет к образованию излишков этого мяса, но квоты по импорту мы снижать не сможем, так как Россия вступает в ВТО. Будет жесткая конкуренция отечественных и импортных производителей сырья (свинина, птица), при этом импорт должен сократиться примерно до 20%.
|