Хорошо известно, что единожды полученные знания уже не дают возможности успешно конкурировать на рынке труда: сейчас работодатели требуют от сотрудников постоянного повышения квалификации, благодаря которой растет их стоимость.
В настоящее время в Петербурге действует 48 государственных и 46 частных вузов, а также более 100 учебных заведений среднего специального и начального профессионального образования. Функционирует несколько десятков учебных центров разной специализации. В большинстве из них взрослый человек, уже имеющий диплом того или иного уровня, может пройти переподготовку или повысить квалификацию.
Это выгодно со всех точек зрения. Специалист, приобретя дополнительные знания, расширяет возможности трудоустройства и становится более ценен. Работодатель получает сотрудника с высокой квалификацией, способного трудиться эффективнее. Государство отчасти решает проблему дефицита кадров, так как в этом случае производительность труда нередко значительно повышается, а трудовые ресурсы используют гораздо рачительнее. По мнению заместителя председателя КЭРППиТ Дмитрия Быкова, сейчас в Петербурге задача как раз и состоит в том, чтобы грамотно перераспределить рабочую силу и многократно увеличить отдачу от каждого специалиста. И такие примеры уже есть: на заводе компании `Русский стандарт`, по его заверению, производительность труда примерно в 60 раз выше, чем в среднем по городу на Неве.
Рост инвестиций, переход на современный уровень ведения бизнеса требуют и другого качества подготовки специалистов, которое как раз и можно получить через систему переподготовки и повышения квалификации персонала.
По мнению многих практиков, наилучший вариант повысить качество рабочей силы - заключить с учебным заведением договор на целевую подготовку кадров. При этом выбор вуза, колледжа или курсов, как правило, происходит на конкурсной основе: работодатель оплачивает не только стоимость учебы, но и их материально-техническую базу, уровень преподавания и ряд других важных параметров.
Заместитель проректора по научной работе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета Михаил Шестопалов не скрывает, что такая форма взаимодействия между предприятием и вузом вполне эффективна и позволяет учебному заведению готовить специалистов под конкретный заказ, с заранее известными требованиями. `Обе стороны хорошо знают, какой результат они должны получить, - констатирует он. - Специалистов готовят для конкретного предприятия, поэтому обучение происходит с учетом нюансов его работы и специфики производства`. Его мнение разделяет и Юрий Федюковский, помощник генерального директора ФГУП `НИИ `Вектор`, считающий, что такая форма сотрудничества наиболее эффективна. `За последние семь лет благодаря тесному сотрудничеству с вузами нам удалось не только существенно омолодить коллектив предприятия, но и значительно повысить квалификацию персонала`, - сказал он.
Однако повышение квалификации работника для руководства предприятия имеет и оборотную сторону. Осознав, что он стал более ценен, сотрудник нередко начинает задумываться о получении другой, более выгодной работы. И в этом случае надо понимать, что учить специалиста есть смысл только в том случае, если есть возможность предоставить ему перспективы профессионального и карьерного роста.
- После завершения учебы удержать его еще сложнее, - считает заместитель генерального директора по персоналу ООО `Машиностроительный завод `Арсенал` Владимир Смирнов. - Надо повышать в должности, поднимать зарплату, иначе, учитывая ситуацию на рынке труда и большой выбор вакансий, сотрудник все равно уйдет.
Вывод простой: если работодатель намерен всерьез заниматься переподготовкой и повышением квалификации персонала, он заранее должен продумать эффективную систему его последующей мотивации к труду.
Комментарии
Юрий Деревянко,
ректор Международного банковского института:
- Как показал опыт приемной кампании этого года, желающих поступать на обучение в наш негосударственный вуз меньше не стало. Могу сказать, что среди них немало людей, которые уже имеют разного рода образование, однако для продолжения обучения, повышения квалификации они нередко выбирают именно платные университеты. Почему? Скорее всего потому, что такие образовательные центры больше связаны с практическим бизнесом и часто осуществляют подготовку специалистов под конкретный заказ. К тому же они обладают современной материально-технической базой, новейшими технологиями, наличием отлаженных связей с работодателями и большей активностью в продвижении на рынок своих услуг. В результате число желающих пройти переподготовку в них постоянно увеличивается.
Алия Румянцева,
ректор Института экономики и финансов:
- Утверждение, что выпускников негосударственных вузов на работу берут с меньшим желанием, не имеет под собой оснований. Во всяком случае, те специалисты, которых готовит наш институт, неизменно пользуются спросом среди работодателей. Что касается повышения квалификации, то мы всегда с удовольствием принимаем участие в таких программах и делаем это с таким же качеством, как и на полных курсах. При этом стараемся учесть и возможности взрослых студентов, по максимуму приспосабливая учебную программу к графику их занятости и давая именно те знания, которые им необходимы для повседневной деятельности. Как правило, такие курсы носят ориентированный на практику характер, а преподают на них люди, имеющие опыт предпринимательской деятельности.
Николай Осенний,
начальник управления по работе с кадрами и молодыми специалистами СПбГУТ имени проф. М. А. Бонч-Бруевича:
- Проблема переподготовки кадров и повышения квалификации сейчас решается путем заключения целевых договоров с работодателями. При этом мы совместно с ними оговариваем все нюансы учебных программ с учетом запросов конкретного предприятия, заранее устанавливая, кого, как и на каких условиях станем учить. Это выгодно и учебному заведению, и компании, поскольку первое четко понимает свои задачи, а вторая знает, за что платит вузу деньги. Само собой, стараемся выполнять заказ с наилучшим качеством, так как заинтересованы в продолжении сотрудничества. Важность повышения квалификации персонала сейчас осознают и работодатели: без наличия грамотных кадров конкурировать на рынке невозможно.
Наталья Тимофеева,
руководитель направления экспресс-рекрутмента компании АНКОР в Петербурге:
- Экономическое образование, как основное так и дополнительное, до сих пор остается самым популярным. Это связано с активным развитием финансовых департаментов и экономических подразделений в любых компаниях. При подборе персонала работодатели часто ориентируются на престижность вуза, который окончил соискатель. В список самых котирующихся входят `ФИНЭК`, СПбГУ
и `ИНЖЭКОН`: их выпускники всегда в цене.
|