Во многом благодаря принятой еще в 2003 году программе подготовки персонала для судостроения Петербургу удается успешно выполнять многочисленные зарубежные и отечественные заказы.
Сколько персонала нужно
Судостроительная промышленность Петербурга - одна из важнейших составляющих экономики города, вносящая большой вклад в пополнение его бюджета. Она состоит из 57 научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских и конструкторских бюро, заводов и верфей.
Все вместе они выполняют до 75% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ российского судпрома, изготавливают около трети промышленной продукции Петербурга в сфере машиностроения и металлообработки, имея обеспеченные финансированием программы на ближайшие 5 лет.
В 2007 году, к примеру, петербургскому судпрому потребуется 2,3 тысячи специалистов с начальным профессиональным, 465 - со средним образованием и немногим более 500 - с высшим. В 2008 году, по прогнозам, и тенденция, и объемы спроса в целом сохранятся. Общая потребность в кадрах за 5 лет, c 2004-го по 2008 год, составит около 15 тыс. человек. Найти их на рынке труда не представляется возможным по известным причинам.
Как действует программа
Программа подготовки и переподготовки кадров для судостроительной промышленности Петербурга на 2004-2008 гг., разработанная с учетом анализа и прогноза общей ситуации в сфере занятости на рынке труда города, стала первенцем в этой области. При этом принципиально важно то, что кадровые проблемы судпрома рассматриваются в ней комплексно, в тесной связи с проблемами системы профессионального образования.
В программе принимают участие все заинтересованные стороны: несколько базовых школ, 4 профучилища, 6 учреждений среднего профессионального образования, 5 вузов, курсы повышения квалификации и переподготовки кадров, отраслевые комитеты администрации города и 16 предприятий судрома. Координирует их действия специально созданный центр подготовки и переподготовки кадров для судостроительной промышленности.
Кто платит
Общие затраты на программу за 5 лет составят около 695,5 млн руб. Из них большая часть придется на федеральный бюджет: Петербург и заказчики потратят 131,1 и 139,5 млн руб. соответственно. В этом году, к примеру, на подготовку кадров для судостроения северной столицы направят 82 млн руб. из федерального бюджета, 54 млн руб. - из бюджета Петербурга и 45 млн руб. - средств заказчиков. В 2008 году финансирование со стороны предприятий и городской казны сократится примерно вдвое, а вот федеральный центр свои объемы помощи сохранит.
Выгодно ли это всем сторонам? Безусловно. `Карман` Петербурга, к примеру, сэкономит за счет действия программы свыше 92 млн руб., а предприятия, несмотря на понесенные расходы, будут стабильно обеспечены квалифицированными кадрами, поскольку они вкладывают средства не только в обучение людей, но и в модернизацию учебно-лабораторной базы (около 19,5 млн рубл.) и в создание баз для прохождения научно-производственной практики.
В конце концов, подготовленные в рамках программы специалисты пополнят бюджет города и в виде налога со своего дохода: уже в этом году его размеры превысят 81 млн руб. Кроме того, она позволит восстановить систему непрерывного повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, в которой сейчас так нуждаются многие компании.
Что сделано
За время действия отраслевой программы в области судостроения удалось подготовить около 4 тыс. рабочих. Одновременно в ее рамках еще 14 тыс. человек прошли переподготовку и повышение квалификации. Много это или мало?
Безусловно, она, в силу объективных причин, не может полностью покрыть тот дефицит кадров, который вызван причинами социального характера. Но то факт, что она оказывает существенную поддержку предприятиям судпрома, отрицать трудно. Возможно, что без нее сейчас на многих из них было попросту некому работать. Пример, достойный подражания...
Комментарии
Артур Чилингаров,
депутат Государственной Думы РФ:
- Сейчас всем стало понятно, что без восстановления и развития российского флота и судостроения стране не обойтись. И мне очень приятно констатировать, что в Петербурге этому вопросу уделяют максимум внимания, стараясь действовать по всем направлениям, связанным с данной проблемой. Это касается и строительства новых портовых сооружений, и размещения заказов на суда для нашего флота, и подготовки персонала для всей отрасли в целом. Причем очевидно, что последнее надо ставить во главу угла, так как без наличия квалифицированных специалистов достигнуть успеха не удастся.
Алексей Сергеев,
председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга:
- Ситуация на рынке труда Петербурга характеризуется, с одной стороны, большим дефицитом персонала, а с другой - дисбалансом как по уровню спроса и предложения, так и по качеству рабочей силы. Поэтому администрация города и пошла по пути создания отраслевых программ подготовки кадров для тех секторов экономики, которые считает знаковыми. Первой из них как раз и была программа для судостроения: на ней отрабатываются взаимовыгодные схемы взаимодействия города и предпринимательства в области совместной подготовки кадров.
Александр Скорняков,
заместитель генерального директора по управлению персоналом ФГУП `ЦКБ `Рубин`:
- Дефицит персонала сейчас затрагивает все должностные уровни и сферы бизнеса, поэтому очень важно на городском уровне скоординировать усилия по подготовке кадров. В этой связи реализация программы для судостроения очень показательна, так как благодаря ей при финансовой поддержке властей тысячи специалистов смогли повысить квалификацию или пройти переподготовку. Таким образом, удается несколько снизить остроту нехватки персонала за счет большей эффективности труда имеющихся работников, которые осваивают современные способы работы. Уверен, что действие программы должно быть продолжено и в дальнейшем, а ее опыт вполне можно использовать и в других отраслях экономики.
|