Концепция развития транспортно-логистического комплекса Петербурга после смены руководства Комитета по транспортно-транзитной политике администрации города претерпевает существенные перемены.
Ранее предложенный вариант концепции, по оценке экспертов, содержал в себе в скрытом виде возможность торговаться с федеральными властями, а в результате местные власти могли получить привилегии в ущерб транзитным функциям петербургского транспортного узла. Были отвергнуты и попытки изменить приоритеты развития Большого порта, разработкой которых по заказу Минтранса РФ занимались в ОАО `ЛенморНИИпроект`. Фактически в Петербурге попытались создать рычаги влияния на структуру федеральных грузопотоков.
Наконец, концепция отражала в основном интересы транспортных компаний без учета мнений грузовладельцев, которые, собственно, наполняют логистические цепочки товарами. Иными словами, самым существенным недостатком было отсутствие механизмов достижения баланса интересов властей Петербурга (пополнение городского бюджета), населения города и федеральных грузовладельцев.
Нельзя чтобы каждое ведомство, каждый чиновник тянули финансовые потоки на себя, а расходы по транспортировке экспортно-импортных товаров в итоге ложились на грузовладельцев. Это не слишком корректный способ заработков, противоречащий международному принципу свободного перемещения товаропотоков.
Государство должно создавать коридоры для грузопотоков, снимая административные барьеры на их пути. Это необходимо делать на всех уровнях - как на федеральном, так и на региональном.
В поиске подзаконных компромиссов
Сейчас, по-видимому, в Комитете по транспортно-транзитной политике как раз и ищут варианты достижения компромиссов. Не случайно проекты развития инфраструктуры сортируют по приоритетам. Их можно условно разделить на группы: те, в которых заинтересованы государство, транзитные операторы, городские власти и петербургские предприниматели. В соответствии с этим определяются списки объектов.
В первую группу попадают объекты, которые будут созданы на основе государственно-частного партнерства, включая привлечение средств Инвестфонда. Вторая - объединит объекты, которые могут войти в федеральную целевую программу развития транспортной системы России до 2015 года. Все остальное требует принятия решений на уровне субъекта РФ.
Предполагается сформировать петербургскую целевую программу, которую можно увязать с программами других субъектов СЗФО. Ее особенность в том, что основная часть средств должна поступить от частных инвесторов. Региональные власти возьмут на себя создание таких условий, при которых бизнес будет заинтересован в реализации необходимых городу проектов.
Для этого нужно принять соответствующий закон Петербурга, который регламентировал бы развитие городского транспортно-логистического комплекса и определял условия его финансирования из бюджета.
Принцип пилотных проектов
В качестве образца может послужить идея организации площадок для обеспечения полетов малой авиации. В правительстве нуждаются, как минимум, в шести вертолетных площадках и комплексе для техобслуживания и ремонта хотя бы полусотни винтокрылых машин. Эти проекты можно вписать в систему развития инфраструктуры деловой авиации в Петербурге.
Предприниматели хотят свободы полетов над городом, а власти - создания альтернативной системы доступа в особых ситуациях - не только при пожарах и стихийных бедствиях, но и в период форумов и саммитов на высшем уровне, когда движение по ряду автомагистралей ограничивается.
Если предположить, что площадки для вертолетов будут размещаться в основном на крышах зданий, то их создание должно повлечь за собой изменение в подходах девелоперов к строительству объектов коммерческой недвижимости. Пока только в гостинице `Амбассадор` предусмотрено место для возможной посадки вертолета.
Проблема еще и в том, что в Петербурге нет и парка машин соответствующего класса. Очевидно, что речь может идти о вертолетах легкого класса, оснащенных малошумными двигателями. А такие выпускают только за рубежом. Эти планы согласуются с потребностями Северо-Западного регионального центра МЧС и дорожно-постовой службы ГИБДД.
На первых порах вертолеты могут курсировать между `Амбассадором` и аэропортом Пулково. В дальнейшем может быть создано несколько взлетно-посадочных площадок на юго-западе Петербурга. Но для старта проектов необходимо заложить средства в городской бюджет на 2008-2010 гг.
|