Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Три орешка для российского автопрома - ЭиВ N 36 (671)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Три орешка для российского автопрома
No. 36 (671) 24.09.2007
Евгения КАЙДАНОВА
Если правительство России не отсрочит вступление в действие новых правил, регулирующих регистрацию автотехники, российский автопром превратится в армию `отверточных` производств
С 1 января 2008 года вступает в силу постановление Правительства РФ `О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ`. Согласно этому документу автотехнику как производимую, так и ввозимую на территорию России, не соответствующую Евро-3 (Е-3), будет невозможно поставить на учет и, как следствие - эксплуатировать.

Принятие новых, более жестких правил продиктовано будущим вступлением России в ВТО и необходимостью соответствовать общепринятым международным стандартам. Эксперты считают, что норматив принят слишком рано, а отечественный автопром не готов к тому, чтобы выполнять новые правила.



Готовность ? 0



Сегодня продукция отечественного автопрома ориентирована на Евро-2 (Е-2). Чтобы начать выпуск двигателей Е-3, отечественным машиностроителям необходимы значительные средства и время. Затем образец Е-3 должен пройти испытания, и только потом он сможет быть поставлен на поток. На сегодня ОАО `КАМАЗ` - единственный из отечественных производителей готов к выпуску двигателей Camins-3, соответствующих Е-3 из китайских комплектующих.

С испытаниями двигателей Е-3 сложность еще и в том, что в России не существует регламента по топливу, а образцы Е-3 к ним очень чувствительны и новая техника даже приходит на испытания со своим баком топлива. В такой ситуации неизбежен рост объемов импорта зарубежной техники Е-3 и Е-4, а это приведет к сокращению объемов производства и закрытию отечественных предприятий, но потребность в технике огромна, поэтому будут покупать импорт.



`Кто соберет?` - игра на время



Шасси, поставляемые из-за рубежа, являются полуфабрикатом и могут стать конечным продуктом - автомашиной - только после установки на шасси спецоборудования: гидроманипулятора, бетоносмесителя и т. п. Для этого российским компаниям-надстройщикам, производителям конечного продукта, необходимо иметь разрешающее заключение о соответствии российским требованиям базовых шасси заводов-изготовителей. Поэтому сегодня компании-надстройщики срочно доукомплектовывают те базовые шасси Е-2, которые уже есть, чтобы успеть получить разрешающую документацию на автомашину и продать ее, пока действуют старые правила.

После 1 января 2008 года шасси Е-2 станут металлоломом; образуется простой, после которого компании-надстройщики вряд ли смогут продолжить свой бизнес.

Для определения возможных перспектив таких заводов становится важно, являются ли производство и установка спецоборудования единственным направлением их деятельности. Если направлений несколько, можно взять средства из одного и вложить их в преодоление препятствий, связанных с введением новых правил, если нет - бизнес придется свернуть.

У зарубежных поставщиков еще есть шасси Е-2, которые они надеялись сбыть в Россию - как страну третьего мира, но теперь этому мешает введение на нашей территории новых, более жестких правил.



Ударим инвестициями по автопробегу!



Кроме трудностей, которые ждут производителей и продавцов автотехники, грузоперевозчики и их клиенты также попадут под удар. Некоторые производители, пытаясь избавить себя от простоя, будут покупать импортные двигатели Е-3 и устанавливать на шасси Е-2, приводя их в соответствие новому стандарту.

Это повлечет за собой целую цепочку удорожаний: автотехника, транспортные услуги и расходы, любая перевозимая продукция. При этом грузоперевозки - уже сегодня огромная отрасль, и она будет продолжать расти, как и потребность в автотранспорте.

Иностранные автогиганты будут наращивать свое присутствие в России: им создают для этого все условия, а новые правила помогают убрать с дороги конкурентов-россиян. Инвесторы будут создавать новые предприятия и вряд ли станут вкладывать в развитие существующих марок вроде `Газели`, которая 2/3 срока эксплуатации стоит на ремонте, как большинство российских автомашин, и не приносит прибыль владельцу. Поэтому потребитель готов покупать более дорогие, зато более надежные машины.

Нет сомнений, что Россия должна перейти на общемировые стандарты, к тому же чем раньше станут выпускать технику, соответствующую Е-3, тем меньший вред будет нанесен экологии, но для этого нужно время. Эксперты подчеркивают, что настоящим решением проблемы может стать только постановление правительства о подготовительном этапе.



Мнения специалистов



Мирон Грифф,

д. т. н., профессор, лауреат государственных премий, заслуженный работник транспорта РФ, директор сертификационного центра САМТ-Фонд:

- Введение в России стандарта Е-3 - сложнейший процесс. Учитывая, что страна вступает в ВТО, мы не сможем таможенными правилами ограничить ввоз в Россию импортной автотехники, соответствующей Е-3. Поток импорта в Россию увеличится. С другой стороны, российские заводы вынуждены перестраивать свое производство для освоения автомобильной техники с двигателями Е-3. Но в наиболее тяжелом положении окажутся заводы, выпускающие специализированный транспорт на базе шасси.

Согласно постановлению правительства автомобильные заводы могут выпускать базовые шасси с Е-2 вплоть до 31 декабря 2007 года, а заводы, выпускающие специализированную технику на базе шасси, физически не успеют подготовить ее до указанного срока. Куда девать шасси Е-2? Что предпринять 600 заводам - производителям спецоборудования, которые обеспечивают различные отрасли спецтехникой и сегодня находятся на грани остановки деятельности?

Необходимо организовать переходный период, в течение которого будет переналажено производство, но период не временной, а количественный, например - партия машин в 100 штук.



Константин Кудашев,

руководитель направления производства автофургонов ООО `Роскон`:

- Введение новых требований - вряд ли политический момент, хотя Россия старается соответствовать экологическим нормам ЕС. Поскольку мы отстаем на 6-7 лет, то такое авральное введение новых правил - это попытка решить вопрос `по-быстрому`. Документ был подписан, скорее всего, без детального анализа будущего российского автопрома, адаптационный период не был предусмотрен. Таким внезапным введением новых правил в России провоцируется `отверточный` автопром.

Автомобильные мегагиганты продолжают приходить в страну, открывать производства. Компаниям - производителям автофургонов, большинство из которых относятся к малому и среднему бизнесу, грозит банкротство, потому что до того как дистрибьюторы шасси получат необходимые документы на Е-3, пройдет 3 месяца. За это время не будет никаких продаж.

У крупных компаний - дистрибьюторов будет формироваться склад из непроданных шасси с двигателями Е-2, а компании-дилеры попадут в зависимость от компаний - производителей автофургонов, потому что последние должны оформить разрешение, которое они не смогут сделать. Таким образом, деятельность этого сегмента автопрома окажется парализованной.



Виктор Антонов,

руководитель отдела продаж техники для заготовки леса JYFA CIS Ltd:

- Новые стандарты вводить нужно, потому что Россия вливается в международное сообщество и должна там восприниматься на равных. Производители двигателей для грузовых автомобилей были извещены о введении стандарта Е-3 несколько лет назад; например, на КАМАЗе Е-3 производить уже готовы.

Отечественные грузовики не могут въезжать на территории государств ЕС, не соответствуя новым стандартам. Это одна из причин, по которым российские компании-перевозчики покупают грузовые автомобили иностранного производства.

С другой стороны, развитие отечественного автопрома тормозят также очень высокие цены на грузовые автомобили, плохое качество сборки (грузовики буквально разваливаются после нескольких месяцев эксплуатации) и сроки изготовления, которые приближаются к срокам изготовления импортных автомобилей.

Последний момент (сроки) связан с ожиданием импортных комплектующих для российских грузовиков и очередями покупателей, которые пока не могут себе позволить купить иностранный автомобиль после его `растаможки` при ввозе на территорию России.



Яков Герчиков,

генеральный директор ООО `РусСпецТех`:

- Тем, кто занимается поставками автотехники или покупает ее для своих целей, стоит четко согласовывать сроки поставки приобретаемой техники так, чтобы она оказалась на территории России задолго до 1 января 2008 года, то есть за тот отрезок времени, который позволит совершить ее постановку на учет.

Новые требования по переходу на двигатели категории Евро-3 видятся как очередная попытка России соответствовать высоким, в данном случае экологическим, стандартам без необходимых на то возможностей. Пока для выполнения новых требований нет ни правовых, ни финансовых, ни организационных ресурсов.

Введение стандарта Евро-3 - популизм со стороны нашего правительства, продиктованный будущим вступлением России в ВТО, это способ продемонстрировать соответствие российских стандартов тем, от кого зависит, окажется ли Россия в ВТО.

















Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru