На совместной пресс-конференции страховой компании `НАСТА` и недавно купившей ее группы Zurich топ-менеджеры обеих фирм сделали заявление о переходе к новому этапу своей совместной работы, названному `этапом прибыльного роста`. Новый собственник обещает научить СК `НАСТА` зарабатывать на рынке страхования частного автотранспорта. Швейцарцы убеждены в том, что пока все российские автостраховщики работают без прибыли.
Как сообщалось ранее, в феврале 2007 года группа компаний Zurich получила контроль над 66% капитала ООО `Страховая компания `НАСТА` с согласованным увеличением этой доли до 100% к 2010 году.
По заявлению генерального директора регионального подразделения Zurich по Центральной и Восточной Европе (и одновременно председателя совета директоров СК `НАСТА`) Лутца Бауэра, начальный процесс присоединения российского страховщика завершен, и начинается период действия. `Действия` компаний будут сосредоточены, в первую очередь, в секторе личного рискового страхования.
Лутц Бауэр объявил: `Перед нами стоит задача сделать компанию `НАСТА` прибыльной в автостраховании для частных лиц. Я не знаю ни одну российскую страховую компанию, которая была бы прибыльной в этом сегменте`.
В свою очередь, операционный директор страховой компании `НАСТА` Рейнхард Стари (непосредственный представитель группы Zurich в руководстве СК `НАСТА`), отметил: `Мы будем стремиться войти в пятерку лидеров страхового рынка России в области личного страхования, при этом сохранив темпы роста, которые компания показывала последние 2 года`.
Утверждение о том, что автострахование физлиц в России абсолютно бесприбыльно для страховых компаний, поддержал и президент `НАСТА` Гарри Делба, возглавляющий эту компанию с 2004 года.
По словам Рейнхарда Стари, группа компаний Zurich является крупнейшим автостраховщиком в мире, и в этом качестве обладает рядом преимуществ. С момента приобретения `НАСТА` швейцарцы стали внедрять в этой компании лучшие практики своей группы во всех основных направлениях бизнеса - таких, как андеррайтинг, урегулирование убытков, дистрибуция, продукты, организационная структура, финансы и перестрахование.
Приведя пример предстоящего качественного прорыва, Лутц Бауэр заявил о том, что клиенты российских автостраховщиков `не всегда находятся в центре внимания своих компаний`, а также о том, что он видит необходимость `в изменении схемы ценообразования на полисы автострахования`. Пока, по его данным, российские компании демонстрируют `одинаковый подход и к аккуратныи, и к аварийным водителям`.
Еще одним шагом в конкуренции на российском рынке Лутц Бауэр предполагает сделать более быстрое урегулирование убытков по автострахованию. Единственный метод, который в обозримом будущем применяться не будет, - снижение цен. Наоборот, топ-менеджеры `НАСТА` предполагают, что работа под таким солидным брэндом, как Zurich, вполне может позволить продавать полисы даже `ненамного дороже`.
Мнения экспертов
Юрий Берхман,
первый заместитель генерального директора СГ АСК:
- Когда появилась возможность брать автокредиты, оформляя каско у страховщика, рекомендованного банком, тогда многие страховые компании получили аккредитацию в банках, сформировав таким образом солидные страховые портфели и получив большие денежные потоки.
Сейчас оказалось, что затраты на обслуживание этих каналов продаж очень высоки, а убыточность по таким договорам каско выше средней, потому что машины новые и обслуживаются только у дилера, а договор страхования заключается на весь период кредитования (3-5 лет), и в большинстве случаев убыточному клиенту невозможно повысить тариф на следующий год.
Следовательно, те страховые компании, которые не стали активно развивать страхование кредитных машин через банки и автосалоны, избежали финансовых потерь.
Валентин Смышляев,
директор СПб филиала Первой страховой компании:
- Прибыльность в личном автостраховании в России действительно ниже, чем в других видах, и даже ниже, чем на Западе. И все же г-ну Бауэру можно порекомендовать не экстраполировать неудачный опыт работы СК `НАСТА` в области автострахования на весь страховой рынок.
Лучшие технологии андреррайтинга, урегулирования убытков, дистрибуции, продуктов и организационной структуры уже активно используют на российском рынке и приносят свои дивиденды даже в наиболее убыточном виде - автостраховании.
Евгений Гуревич,
заместитель генерального директора СК `Русский мир`:
- Индивидуальный расчет тарифов для каждого водителя применяется в России уже давно. Учитываются и марка автомобиля, и половозрастная характеристика допущенных к вождению лиц, и их аварийная история. Забота о клиенте у всех ведущих компаний тоже стоит на первом месте. Видимо, акционеры Zurich делают выводы, основываясь только на опыте `НАСТА`, - все-таки у этой компании чрезвычайно велика доля автострахования в общем портфеле. Утверждение о том, что все российские автостраховщики работают без прибыли, мне тоже кажется странным. Ведь все работают и не спешат уходить с рынка... Кстати, ни одна из мер, указанных представителями Zurich, не может кардинально изменить уровень убыточности страховой компании.
Алексей Ковязин,
начальник управления страхования автотранспорта СГ `Регион`:
- Нельзя не согласиться с заявлениями представителей компаний Zurich и `НАСТА` о том, что страхование автомобилей частных лиц в РФ - бесприбыльно. Правда, хотелось бы понять их способы оценки прибыли: с учетом инвестиционной составляющей или без нее, с учетом кросс-продаж или отдельно от них, с перестрахованием и суброгацией или нет. Ситуация в этом секторе нерадужная. Но даже с учетом существующего уровня убыточности личное автострахование остается интересным для страховщиков. Наверное, поэтому группа Zurich в лице `НАСТА` и нацелилась на лидерство в этом сегменте рынка России. Чтобы добиться качественного прорыва в личном автостраховании и сделать его прибыльным, от Zurich и `НАСТА` потребуется вложить немалые силы и ресурсы...
|