Финансовая стабилизация и интенсивный экономический рост, которых так долго добивалось российское правительство, сегодня позволяют развивать эффективные формы финансирования и кредитования реального сектора экономики. Одна из них - лизинг.
Слово, все еще непривычное для многих россиян, означает не что иное, как аренду, которая позволяет предприятиям приобретать необходимую современную технику и оборудование, не отвлекая из оборота крупные денежные суммы. Технику пускают в дело, за ее использование регулярно перечисляют платежи, и со временем, например, арендуемый автомобиль или оборудование телефонной станции выкупают.
Российскому лизингу еще нет и 10 лет, тем не менее его доля в ВВП приближается к уровню экономически развитых стран: у них около 2%, у нас - 1,5%. Развитию лизинга, особенно за последний год, способствуют общий экономический рост и бурное развитие банковской системы в России, наличие свободных денежных средств у банков.
По данным Высшей школы экономики, объем нового бизнеса в России за 2006 год возрос более чем в полтора раза, составив $14,7 млрд, суммарный портфель лизинговых компаний при этом достиг $19,5 млрд.
Узаконили же лизинг в России в знаковом для страны 1998 году. По закону можно передавать во временное пользование и владение любые так называемые непотребляемые вещи (за исключением природных объектов), которые могут быть использованы в предпринимательской деятельности. Такая форма аренды открывает широкие возможности для предпринимателей, образующих юрлицо: обычные граждане воспользоваться ею пока не могут.
Понятно, что государство поощряет использование лизинга прежде всего в тех отраслях, где бизнес рискован и не особенно рентабелен. В частности, правительство создает благоприятные условия для привлечения лизинговых инвестиций в АПК, закладывая в федеральный бюджет десятки миллиардов рублей на финансирование лизинговых сделок в этой сфере.
Значительным считают потенциал лизинга представители банковского сообщества. `В нашей стране большая часть предприятий нуждается в обновлении основных фондов, внедрении конкурентоспособной техники нового поколения`, - полагает замдиректора управления проектного финансирования Сбербанка России Алексей Уфимцев.
В свою очередь, банки заинтересованы в сотрудничестве с лизинговыми компаниями - крупными и надежными заемщиками.
Так, например, в рамках развития АПК компания Росагролизинг в сотрудничестве со Сбербанком по утвержденному Правительством РФ списку поставляет сельхозтехнику российского производства по доступным процентным ставкам. Так как у предприятий есть спрос и на импортную сельхозтехнику, банк также предоставляет кредиты Росагролизингу для финансирования программы коммерческого лизинга.
Не обходится без лизинга и модернизация авиатранспорта. Как известно, в ближайшие годы Минфин намерен увеличить расходы бюджета на поддержку авиастроения. В 2008 году планируется выделить 25,9 млрд руб. бюджетных средств, в 2009-м - 30,2 млрд, а в 2010-м - 35,3 млрд, причем основная часть этих колоссальных средств будет направлена на субсидирование процентных ставок и поддержку лизинга для закупки самолетов российскими авиакомпаниями.
Транспорт вообще занимает львиную долю этого рынка, причем, как отмечают эксперты, по количеству сделок лидирует автомобильный лизинг, а по суммам сделок - железнодорожный с годовым оборотом около $4 млрд.
Только РЖД в прошлом году приобрела в лизинг подвижной состав на сумму в 30 млрд руб., в 2007-м планирует на 32 млрд, да еще на 24 млрд в 2008-м. Сделки в этом сегменте крупные, поэтому `потянуть` их могут лишь такие серьезные игроки, как `дочки` крупнейших российских банков.
По последним оценкам, рынок лизингового финансирования сейчас наиболее интенсивно растет в регионах. Многие компании, зарегистрированные в Москве и развивающие розничный лизинг, открывают свои представительства и работают с клиентами по всей России. Так, Сбербанк, имеющий отделения по всей стране, недавно унифицировал требования и существенно упростил процедуру оформления сделок с компаниями, занимающимися розничным лизингом.
Конкуренция в этом сегменте усиливается, что идет на благо потребителю. Если раньше заявки рассматривались неделями, то теперь на это уходит всего несколько дней.
|