Мировой рынок ERP-систем, созданных для автоматизации управления предприятием, в последние два года меняется под влиянием двух факторов: усложнения задач, которые вынуждены решать корпоративные пользователи, и обострения конкуренции между поставщиками программного обеспечения (ПО). Общие тенденции влияют и на рынок потребителей ERP-систем на Северо-Западе России.
Ведущие игроки, которые на нем представлены, остаются прежними. По количеству инсталляций ПО лидируют российские производители универсальных систем (таких, как `1С`). Свои ниши на рынке занимают поставщики масштабируемых ПО, которые находят спрос в своих нишах рынка (`Компас`, `Бухта`).
Успех основан на том, что именно российские программисты одними из первых уловили перспективные тенденции развития ERP-систем. Теперь по этой дороге столбят путь западные компании.
Успех в `коробке`
Успех многих основан на продажах `коробочных` решений, что позволило увеличивать продажи в ритейлерских сетях для рядовых потребителей. А в среде корпоративных клиентов ставка сделана на отказ от традиционной для большинства иностранных поставщиков схемы жестких договорных условий. При этом увеличивается доля предложения пакетных интегрированных решений и вариантов обеспечения совместимости с уже используемым клиентами ПО.
Формирование отдельных ниш объясняется различными требованиями корпоративных клиентов. Например, в банковском секторе клиентов в первую очередь интересуют сетевые решения. В сегменте логистики - взаимосвязь систем учета в реальном времени постоянно меняющегося ассортимента товаров с модулями финансовой отчетности.
В строительстве - клиентов привлекают возможностью мониторинга за выполнением договорных работ. В сфере деятельности лизинговых компаний - особые требования к ведению приложений структурирования учета информационных потоков...
Процедурная логика
Позже на Западе появилось понятие `процедурная логика`. Для сведения воедино множества специализированных решений особое значение теперь придают универсальности базовых компонентов. При этом набирают дополнительные очки те поставщики, которые проповедуют принцип `открытых стандартов` и раскрывают, по желанию клиента, программные ключи.
Рынок лавинообразно усложняет задачи, которые встают перед всеми корпоративными клиентами. И это меняет общие требования к новым модификациям ERP-систем. Во-первых, в них приходится постоянно расширять возможности управления потоками информации. Во-вторых - теснее стыковать ПО с внедрением беспроводных технологий. Отсюда третья задача - максимальное сжатие информационных потоков для обеспечения доступа клиентов к огромным базам данных в реальном времени. Самый распространенный способ - внедрение в корпоративную среду web-продуктов, к которым привыкли Интернет-пользователи.
Хакерские угрозы вынуждают разработчиков создавать новые виды защиты каналов раздельного доступа к коллективной базе данных. Поэтому выигрывают те разработчики, кто умело упаковывает сложные решения в простой интерфейс.
Кстати, по системам администрирования ПО разных поставщиков сильно отличаются друг от друга. Но самыми надежными владельцы предприятий считают системы SAP: хозяин всегда может отследить цепочку изменений данных его сотрудниками - ни одна поправка не стирается из памяти: они наслаиваются одна на другую. Но, говорят, именно по этой причине такую ERP-систему недолюбливают чиновники.
Раздача `пряников`
Аналогичная политика помогает теперь поставщикам продуктов Microsoft Dynamics, SAP и Oracle эффективнее осваивать российский рынок. Они начали теснить негибкие решения (например, продукты Platinum). Правда, каждый игрок использует свои `козыри`.
Скажем, поставщики систем Microsoft Dynamics стараются привлечь клиентов широкой гаммой отраслевых модулей. А в SAP - масштабируемыми системами, в основании пирамиды которых - продукты для малого бизнеса. Однако если эти два поставщика, в первую очередь, делают ставку на продвижение в частном секторе, то в Oracle стремятся расширить свое проникновение на российский рынок через госсектор. Для этого используется целый набор `бонусов`. Усилен сопутствующий проектам пакет социальных услуг, удешевляются модули ведения бухучета и расширяются возможности интеграции ПО.
Привлечение широкого российского круга партнеров позволяет создавать все новые приложения, в которых заинтересованы чиновники, и бесплатно включать их в пакет ПО - как дополнительные компоненты. При этом оказывается помощь для преобразования устаревшего ПО.
Предоставляются льготы при пилотных проектах, если клиент соглашается на совместное маркетинговое исследование, в ходе которого изучается спрос на те или иные виды перспективных разработок. Это выглядит уловкой, но формально обосновывается тем, что такое партнерство помогает Oracle скорректировать свои программы развития.
Чиновники, подчеркивая все эти выгоды, скромно делают вид, что не замечают некоторых уловок, которые позволят Oracle в перспективе отыграть упущенную прибыль. По крайней мере, некоторые методы продвижения выглядят позаимствованными из практики российского поставщика систем управления предприятием - корпорации `Парус`, известной своим умением `окучивать` государственные структуры.
При этом все бонусы госструктурам окупались в дальнейшем тем, что поставляемые пакеты становились якорными проектами, и к ним вынуждены были примкнуть частные компании, бизнес которых связан с системой госпоставок.
|