В этом году исполнилось 210 лет со времени Указа российского императора Павла I о соединении Западной Двины с Днепром через Березину и Березинские каналы. Сегодня этот уникальный путь снова возрождается.
По данным Минприродных ресурсов и Минтуризма и спорта Белоруссии, нынешние темпы восстановления и реконструкции Березинской водно-транспортной системы, соединяющей бассейн Днепра с Днепровско-Бугским каналом (Беларусь - Польша), позволят весной 2008 года открыть эту систему для туристов, а в перспективе - и для пассажирских перевозок. Но требуется увеличивать в этот проект капиталовложения и поставки современного оборудования. Вдобавок, необходимы более высокие темпы реанимации белорусского речного судостроения.
По географическим и `транзитным` причинам, в таком проекте заинтересована и Россия - наряду с Украиной, Польшей, Литвой и Латвией, тем более что речные суда и суда смешанного (`река-море`) плавания Беларусь импортирует преимущественно из России. Плюс к тому, данный проект вписывается в проекты российско-белорусских и белорусско-латвийских программ по развитию транспортной сети и внутреннего туризма, за разработку которых выступают ученые и хозяйственники обеих стран.
Как сообщила Светлана Сахарова, начальник отдела туристско-рекреационных, природных территорий и охраны окружающей среды `БелНИИградостроительства` (Беларусь), по Березинской системе приходится одновременно решать такие вопросы, как установка современных гидротехнических сооружений, подпитка водой, сохранение уникальной Березинской биосферы.
По словам С. Сахаровой, уже внедряются разработанные и готовятся новые туристические и курортные программы для Березинского региона, включая реставрацию местных памятников истории и культуры, а также воссоздание мест Березинского - последнего в России - разгрома армии Наполеона в 1813 году. Используется также зарубежный опыт в реализации такого проекта, особенно шведский (аналог - это Гета-канал на юге Швеции между Атлантикой и Балтикой).
А, по мнению Анатолия Юркевича, председателя Минской городской федерации спортивного туризма, такого рода маршруты в Беларуси не нужно создавать заново: они существовали и просто были преданы забвению, как в свое время подверглись разрушению большинство речных пристаней и почти весь речной флот Беларуси. Поэтому восстановление этого флота, включая суда и пристани `река-море`, - один из приоритетов белорусской экономической и научно-технологической политики.
Программой социально-экономического развития Лепельского района, что на юго-западе Витебской области, на 2006-2010 гг. тоже предусмотрено восстановление Березинской водной системы, построенной еще в 1797-1808 гг. по специальному указу императора Павла I.
Почти весь этот комплекс сегодня - `владения` разнообразной фауны Березинского биосферного заповедника. Зато в Лепеле сохранилось здание бывшего управления Березинской водно-транспортной системы, где ныне размещен краеведческий музей. Но скоро он переедет, а взамен него расположится музей, посвященный уникальному водному пути.
Плюс к тому, восстановление Березинской системы может быть включено, по имеющейся информации, в приоритетные объекты зоны приграничного экономико-экологического сотрудничества `Даугава - Западная Двина`, в котором участвуют Даугавпилсский район Латвии, Витебская область Белоруссии, Тверская и Псковская области России. Тем более что вскоре намечено вновь начать строительство упомянутого судоходного канала между Даугавпилсом и Оршей (Даугава - Днепр).
|