Юбилей совпал с завершением реструктуризации производства, которое началось около 5 лет назад. Тогда в ОАО `Русские самоцветы` подошли к критической черте: предприятие приносило отрицательную прибыль от основной деятельности, которая покрывалась продажей недвижимости и доходами от реализации девелоперских проектов.
Причин, которые принесли финансовые проблемы, можно назвать несколько. Ювелирный рынок Петербурга в последние годы стремительно изменился. Если ранее в фирменный магазин выстраивались в очередь, потому что ювелирных магазинов в городе было мало, а ассортимент их был скуден, то вскоре практически все ниши были заполнены сетевыми магазинами, где предлагали на выбор цепочки, колье, подвески, кольца, броши из золота и серебра от разных производителей.
В такой ситуации увеличивать продажи, сохранив акцент на массовые изделия из драгметаллов было невозможно. Потому что именно в этой нише пришлось столкнуться с самой жесткой конкуренцией продукции, поступающей из азиатских стран, и с демпингом мелких мастерских. `Кустари`, как подозревают, значительную часть оборотов скрывают в `тени`. Благодаря этому и держат низкие цены на массовую продукцию.
Реструктуризацию в ОАО `Русские самоцветы` начали с изменения системы управления и оптимизации логистики поставок. Бизнес предприятия был четко структурирован по целому ряду направлений: заготовка сырья и материалов, производство массовых и эксклюзивных изделий, сбытовая сеть. Появилась наряду с охранным предприятием и своя клининговая компания. Аутсорсинг в данном случае оказался неэффективным: слишком велики затраты на контроль за партнерами.
По этой же причине, кстати, долгое время не удавалось расширить проникновение сбытовых сетей предприятия в другие регионы России. Сейчас эту проблему попытались решить с помощью франчайзинга - по такой схеме начала развиваться сеть `Русских самоцветов` в Москве. В Петербурге у предприятия, уточним, 10 своих магазинов. В планах на 2007 год - открыть еще три. Один из них распахнет свои двери в ближайшее время.
Существенно расширена зона продажи в здании фирменного магазина на пл. Карла Фаберже: открыта торговля на втором этаже, оборудован зал VIP-бутика, где торгуют шедеврами ювелирного искусства. Ранее на предприятии в сегменте эксклюзивных изделий не отваживались работать `на полку`: дорогие вещи мастера творили исключительно на заказ.
В ближайшее время намечено открыть VIP-зал для обслуживания туристических групп. На такие услуги поступает немало заявок от туроператоров, а также от организаторов деловых симпозиумов и конференций. Развитие бизнес-туризма в последние годы привело к увеличению новых клиентов фирмы `Русские самоцветы`.
Диверсификация системы продаж сопровождалась обновлением ассортимента. Понятно, что ювелирными изделиями нельзя торговать, как картошкой. И если выжить на рынке предприятию сегодня помогают продажи эксклюзивных драгоценностей, доля которых постоянно увеличивается, то дизайн торговых залов и уровень сервиса в них должны соответствовать самым высоким стандартам.
Приходится учитывать и спрос VIP-клиентов. Если ранее, например, они больше интересовались финифтью и филигранной столовой посудой, то сейчас увеличивается спрос на изделия из бриллиантов и редких камней. Такие вещи способны изготавливать только высококвалифицированные мастера. Это повлекло за собой необходимость восстановить систему подготовки специалистов, которая не просто стимулирует совершенствование навыков ремесла, но и развивает художественный вкус и талант.
В среднем доля добавочной стоимости в цене продукции `Русских самоцветов` в последнее время
утроилась. И здесь заслуга именно специалистов предприятия, достигших высот в своей профессии.
В массовом сегменте предприятие предлагает более 3,5 тыс. моделей ювелирных изделий классического и авангардного стилей. На их дизайн повлияла европейская мода: в частности, сегодня доля желтого и белого золота, которая идет на украшения, увеличилась с 10% до 40%.
Мнения специалистов
Сергей Докучаев,
генеральный директор ОАО `Русские самоцветы`:
- Сегодня качество изделий ОАО `Русские самоцветы` оценивается профессионалами всего мира как эталонное. В его основе - не только многовековые традиции прославленной российской ювелирной школы, но и потенциал, которым располагает современное крупное предприятие ювелирной индустрии.
Наше предприятие производит ювелирные изделия самых разнообразных стилей. При этом дизайнерам компании удается сохранять во вновь создаваемых изделиях неповторимость и тонкость, присущую именно `Русским самоцветам`.
Роман Федоров,
замгенерального директора по коммерческим
вопросам ОАО `Русские самоцветы`:
- Ежемесячно в продаже появляется 30-40 новых моделей ювелирных украшений. `Русские самоцветы` реализуют свою продукцию от Калининграда до Владивостока в 180 городах. Заключены договоры более чем с 500 торговыми компаниями по всей России.
Ювелирные магазины `Русских самоцветов` в 2007 году во второй раз стали победителем конкурса `Лучшая ювелирная сеть Петербурга`. Ювелирные изделия предприятия поступают в магазины 27 стран мира. Объем производства `Русских самоцветов` оценивают в $30-35 млн в год, из которых 15% идет на экспорт.
|